Столь кардинальному шагу со стороны FATF предшествовали следующие события. В сентябре 2001 года Украина была внесена в список стран, не сотрудничающих в борьбе с отмыванием "грязных" денег. Стране была предоставлена возможность избежать введения санкций путем принятия соответствующего закона. Закон Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" был принят, но позже требуемого срока. Ряд статей данного закона не устроил FATF, и Украине были предъявлены требования внести в него изменения. Верховной Раде (ВР) не удалось вовремя принять нужные поправки, что повлекло за собой введение "контрмер".
Введение санкций повлекло нанесение существенного урона банковскому сектору нашей страны, что вылилось в закрытие корреспондентских счетов отдельных банков, повышение зарубежными банками-корреспондентами платы за обслуживание счетов в среднем в два раза (это объясняется увеличением трудозатрат на работу с украинскими банками), а также затруднение процедуры открытия филиала в государствах-членах FATF. Появилась угроза блокирования финансового оборота с Украиной либо его существенного затягивания сроком до нескольких дней. Факт применения рекомендаций FATF создал существенный барьер на пути признания Украины страной с рыночной экономикой и вступления в ВТО, а также привел к определенному снижению инвестиционной привлекательности экономики Украины для иностранных инвесторов.
Можно определить следующие причины, которые поставили Украину в один ряд с островным оффшорным государством Науру, к которому были применены аналогичные санкции в декабре 2001 года (что явило собой беспрецедентные меры). В первую очередь следует выделить "законодательную" причину. Принятый ВР закон не соответствовал международным стандартам, в частности, он не содержал четкого понятия "сомнительных финансовых операций", ничего не было сказано об обязательной идентификации личности клиента финучреждения, а также не было указано, что банки обязаны давать информацию Департаменту финансового мониторинга. Эта структура сама по себе является одной из причин, поскольку за все время ее работы (с января 2002 г.) не был налажен сбор, обработка и анализ информации о финансовых операциях, подлежащих обязательному финансовому контролю. Департамент не создал единую информационную систему и не обеспечил ведение единого банка данных по легализации доходов, полученных преступным путем.
Одной из основных причин также является внутренняя причина. Для западных чиновников и FATF не является секретом происхождение стартового капитала многих украинских компаний. Особую тревогу вызывает, что доходы от рэкета, заказных убийств, торговли людьми, операций с краденными авто, контрабанды, наркобизнеса, финансового мошенничества и коррупции, словом, всех тех источников "грязных" денег, которые реально есть в Украине, вливаются в приватизацию через оффшоры и подставных лиц.
Также можно выделить политическую причину. Не последнюю роль в принятии жестких финансовых санкций против Киева сыграл Вашингтон. В отношениях Украины и США наблюдается целый ряд проблем. Нынешнюю акцию против Украины можно рассматривать как цену "партнерских" отношений, которые Вашингтон, по его словам, стремится установить с Украиной. С мизерной долей в международных расчетах и с еще меньшим политическим весом в мире наша страна может стать идеальной сценой для демонстрации усилий мирового сообщества по борьбе с "грязными" деньгами.
Нельзя не отметить причину, заключающуюся в неадекватном поведении некоторых должностных лиц исполнительной власти. Украинскими чиновниками не было предпринято должных усилий к тому, чтобы привести юридическую и исполнительную систему в соответствие с международными нормами по борьбе с отмыванием денег.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.