Тенденції розвитку фондових ринків у контексті світової інтеграції. Деякі негативні аспекти світової інтеграції. Моніторинг ринку праці при трансформації ринкової економіки, страница 43

Социальное развитие коллектива в Южной Корее в значительной мере по­доб­но японскому, но есть кое-какие различия. Южнокорейские фирмы используют единообразные системы повременной оплаты труда, а уровень оплаты очень мало зависит от индивидуальных усилий работника. Фирмы используют системы стиму­ли­­рования, которые поощряют развитие навыков работников. В качестве поощ­ре­ния фирмами предоставляются дополнительные выходные дни и отпуска, что для сотрудников является очень важным, так как законодательно в Южной Корее 1 вы­ход­­ной день в неделю и от 8 до 10 дней отпуска [2]. Также используются спе­циальные над­­бавки к заработку: за рационализаторские предложения, за знание иностран­ных языков, за опасность и вредность выполняемой работы, за веж­ли­вость и т. д.

Что касается стран Западной Европы, таких, как Бельгия, Швеция, Норвегия, Франция и Германия, то здесь роль первичных коллективов в решении проблем работников минимальна. Значительное участие в решении социальных проблем при­нимает государство, которое законодательно осуществляет функцию контроля за условиями труда, найма и увольнением работников. Активно развивается меха­низм социального планирования. Эта деятельность предприятий обеспечивается за­ко­ном и является обязательной. Во Франции используют документ под назва­нием "соци­альный баланс", который отражает основные характеристики предприя­тия в соци­ально-трудовой сфере, позволяет отметить достигнутые результаты и является одним из методов достижения взаимопонимания между работниками и работодателем.

Таким образом, рассмотренный зарубежный опыт организации социального развития коллектива в наиболее промышленно развитых странах мира позволяет выделить следующие основные направления. В странах Дальнего Востока, Японии и Южной Корее социальное развитие опирается на первичные коллективы и через их посредство осуществляются основные регулятивные функции. В странах Запад­ной Европы роль первичных коллективов в решении проблем работников мини­мальна, здесь доминирует ориентация на человека и семью при значительном участии государства, которое обеспечивает гарантии в объеме социальных стан­дар­тов. Государство играет ведущую роль в решении проблем социальной сферы. В практике социального развития Украины целесообразно использовать второе направление с преобладающей ролью государства в решении социальных вопро­сов предприятий. По мнению автора, уровень социальной культуры украинских пред­при­ни­ма­телей недостаточно высок, поэтому со стороны государства необходимо разра­бо­тать комплекс экономических методов, побуждающих субъекты хозяйствования к высокой степени социальной защиты работников. Именно экономических, а не только административных, которые бы стимулировали предпринимателей к разработке мер по улучшению социального развития коллектива.

___________

Литература: 1. Герберт Дж. Круден, Артур У. Шерман. Зарубежный опыт управления пер­со­налом. Ч. V. Отношения между работниками (профсоюзом) и администрацией / Пер. с англ. — М.: ИПКгосслужбы, 2001. 2. Горин Н. И. Управление социальным развитием кол­лек­тива: Учебное пособие. — Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 1998. — 98 с.

Подпись: © Рясных Т., Метельская И., 2003

УДК 338 (477)

Рясных Т.

Метельская И.

Причины и последствия введения санкций FATF для Украины

20 декабря 2002 года Международная организация по противодействию от­мы­ванию преступных доходов (FATF — Financial Action Task Force on Money Laundering) рекомендовала своим странам — членам организации — применить санкции в отно­ше­нии Украины в связи с недостаточной борьбой с отмыванием "грязных" денег.