невозможность продажи услуги вне места ее осуществления;
неосязаемость услуг;
постоянное изменение качества вследствие индивидуального подхода к потребителю;
моментность статистического учета услуг при их предоставлении и невозможность хранения.
Эти факторы усложняют анализ состояния сферы бытового обслуживания населения, а также в некоторой степени влияют на объективность оценок ее развития. Исследования развития сектора услуг на региональном уровне [5] показали, что в среднем для Украины интегральный коэффициент развития сектора услуг равен 0,492 (при наибольшей возможной его величине, равной единице), для Харьковской области он составляет 0,530 и уступает только Крымской, Одесской, Черкасской и Черниговской областям.
По статистической информации [6] также можно сделать выводы о развитии сферы услуг в Харькове и Харьковской области. За период с 1998 г. по 2000 г. объем реализации бытовых услуг населению увеличился (таблица).
Таблица
Объем реализации бытовых услуг населению
Территория |
Темпы изменения объема реализации бытовых услуг населению, % к базовому уровню |
||
1998 |
1999 |
2000 |
|
Харьковская область |
100 |
104,8 |
127,0 |
Харьков |
100 |
111,1 |
136,1 |
Из таблицы видно, что на протяжении последних нескольких лет наблюдается тенденция к увеличению реализации бытовых услуг, что является положительным фактором развития этой сферы.
С другой стороны, не отвечает современным требованиям технический уровень большинства предприятий. Около 60% оборудования эксплуатируется 15 — 20 лет. Кроме того, почти 50% объемов бытовых услуг предоставляется в условиях нерегламентированной деятельности [7].
С целью дальнейшего развития сферы бытового обслуживания населения Кабинет Министров Украины издал распоряжение "Об утверждении мероприятий по ускоренному развитию сферы бытового обслуживания населения на 2001 — 2005 годы" [8], где ставятся такие цели, как расширение рынка оказания населению бытовых услуг, упорядочение деятельности предприятий этой сферы, создание современной инфраструктуры для гарантированного оказания населению бытовых услуг первой необходимости, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.
____________
Литература: 1. Бытовое обслуживание населения. — Харьков: Фактор, 2000. — 342 с. 2. Услуги. Правовой режим реализации. — М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1997. — 424 с. 3. Гражданский кодекс Украины (научно-практический комментарий). — Харьков: ООО "Одиссей", 2000. — 848 с. 4. Анализ экономики. Страна, рынок, фирма: Учебник / Под ред. проф. В. Е. Рыбалкина. — М.: Междунар. отношения, 1999. — 304 с. 5. Сидорора А. В. Комплексна оцінка розвитку сектора послуг на регіональному рівні // Статистика України. — 2002. — №1. — С. 46 — 50. 6. Харківська область в 2000 році: Статистичний щорічник. — Харків: Держкомстат України, 2001. — 484 с. 7. Побутове обслуговування: формується нова концепція // Урядовий кур’єр. – 2002. — №142. — С. 6. 8. "Про затвердження заходів щодо прискореного розвитку сфери побутового обслуговування населення на 2001 — 2005 роки". Розпорядження Кабінету Міністрів від 26 жовтня 2001 р. № 493-р // www.rada.kieva.
УДК 339.97 |
Біловодська О. |
Досвід промислово розвинутих країн світу у формуванні інноваційної політики
Для розвитку світової економіки питання інноваційного розвитку на макро- та мікроекономічному рівні стають все актуальнішими. Це зумовлено, в першу чергу, усвідомленням позитивної ролі інновацій не тільки для виходу зі складної економічної ситуації, яка характерна саме для нашої держави, а також і для збереження стабільності розвитку економіки та надання нового імпульсу для зростання в індустріально розвинутих країнах.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.