В настоящее время основными субъектами сотрудничества Украины с МФО стали Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития. Можно выделить такие основные цели и принципы, согласно которым Украина должна сотрудничать с МФО:
1) содействие развитию рыночных преобразований в Украине;
2) создание условий для успешного вхождения Украины в мировую экономику;
3) решение не только экономических, но и социальных задач;
4) соблюдение паритетности в отношениях Украина — МФО;
5) обеспечение национальных интересов и национальной безопасности.
В последние годы сотрудничество происходило преимущественно путем кредитования международными валютно-финансовыми организациями экономики Украины.
Кредитами ВБ финансировались проекты в угольном секторе, энергетической отрасли, сельском хозяйстве, социальной и управленческой сферах; в июне 1999 года начато сотрудничество с украинскими медиками.
Цель стратегии помощи Всемирного банка Украине на 2001 – 2003 годы заключается в оказании поддержки правительству и гражданскому обществу в воплощении в жизнь широкомасштабных планов по сокращению бедности, созданию новых рабочих мест, а также достижению устойчивого экономического роста.
Кроме Всемирного банка, главным международным кредитором государственного сектора экономики Украины является Европейский банк реконструкции и развития. ЕБРР кредитует под гарантии правительства в основном большие проекты, направленные на поддержание энергетической отрасли, транспорта и городской инфраструктуры.
На данный момент в государственном секторе профинансировано десять проектов. Одна из главных проблем — темп выплат кредита заемщику. Возникали также проблемы при выполнении финансовых обязательств по проектам с украинской стороны. Но самой большой из них по-прежнему остается отсутствие структурных реформ.
3 сентября 2002 года завершилось сотрудничество Украины и МВФ по 4-х летней программе расширенного финансирования (EFF). Украина рассчитывала, что МВФ продолжит дальнейшие переговоры о начале новой программы финансирования после принятия реального государственного бюджета на 2003 год. Но интенсивное привлечение государством кредитов МВФ закономерно ведет к возрастанию внешнего долга. Иностранные кредиты, безусловно, необходимы, но не кредиты потребления от МВФ, а кредиты для инвестирования в реальную экономику.
Однако в свете последних политических скандалов и отсутствия реальных экономических реформ сотрудничество с МФО в 2003 году, вероятно, будет осуществляться на бескредитной основе. Поэтому новый год депутаты начали с активного принятия изменений в первую очередь к финансовому законодательству. К концу января уже были приняты довольно жесткие меры, нацеленные на противодействие отмыванию "грязных" денег. Во многом этому способствовали введенные против Украины санкции. Более года FATF требовала от украинского парламента и правительства оптимизировать свое финансовое законодательство. 20 декабря 2002 года давно обещанные санкции были введены, чем организация достаточно сильно напугала отечественных депутатов и госчиновников. Правительство проводит постоянный диалог с представителями FATF, с тем чтобы на февральском заседании Украина была исключена из "черного списка". Но, по мнению авторов, на данном этапе речь может идти только об отмене санкций. Из "черного списка" Украина не может быть исключена в ближайшее время, так как применение финансовых санкций имело место.
В целом, с точки зрения экономических критериев вступления в Европейский союз, у Украины сегодня еще не достаточно оснований для валютно-финансовой интеграции. Но в будущем, согласно стратегии интеграции Украины в ЕС, утвержденной Указом Президента Украины от 11.06.1998 г., при значительном экономическом росте Украина должна быть привлечена к процессам валютно-финансовой интеграции.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.