Після приєднання до СОТ Україна суттєво зменшить рівень захисту внутрішнього ринку, запровадивши адвалорне мито. Аналіз, проведений автором, показує, що остання тарифна пропозиція України на поточний момент переговорів щодо м’якої пшениці та пшеничного борошна вдвічі менша від діючого мита, щодо насіння соняшника — в 10 разів, щодо соняшникової олії — в 5, щодо масла вершкового — в 1,5, щодо м’яса та м’ясопродуктів — в 2, картоплі — в 3 рази, цукру білого — в 2 рази менша. Застосування тарифного квотування товарів сільськогосподарської продукції підсилить протекціонізм внутрішнього ринку. Таким чином, майбутня політика протекціонізму національного товаровиробника вбачається у підтримці за рахунок прямих дотацій безпосередньо сільськогосподарських товаровиробників та непрямої підтримки через збільшення попиту на вітчизняну продукцію агропродовольчого сектору.
Членство в СОТ сприятиме впровадженню принципів послідовності та прозорості у торговельній політиці України стосовно сільського господарства та підтримає появу конкурентного сектору на світовому ринку. Від членства України в СОТ безпосередньо залежать можливість та перспективи інтеграції України до Європейського Союзу, а також залучення іноземних інвестицій та отримання торгових пільг від розвинутих країн.
|
Манцевич А. |
УДК 339.54.543 |
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ КАК НАИБОЛЕЕ
СЛОЖНАЯ ФОРМА МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
В последнее время все чаще отмечается, что современное мировое общественное развитие характеризуется усилением связей и взаимодействия между странами. Ни одна страна мира не может претендовать на полноценное развитие, если не втянута в орбиту мирохозяйственных связей. Ни одно государство не может длительное время оставаться вне интеграционных процессов. Мировая экономическая интеграция — это длительный процесс, который далек от завершения и в будущем затронет новые сферы, станет более интенсивным в уже охваченных сферах.
Международная экономическая интеграция в своем развитии проходит ряд ступеней: заключение преференциальных торговых соглашений, зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и политический союз. У всех этих видов интеграции есть общая особенность — между странами, вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. Из изложенного следует, что наиболее сложным по масштабу устраняемых барьеров и решаемых задач является экономический союз. В то же время, поскольку экономическая интеграция представляет собой процесс устранения барьеров и сближения стран, каждый из выделенных этапов экономической интеграции характеризуется определенным перечнем решенных задач, и с этой точки зрения тезис о том, что экономический союз является наиболее сложной формой международной экономической интеграции, не выглядит таким уж бесспорным.
Как видно из данных таблицы, когда страны подходят к этапу экономического союза, значительное число проблем в межгосударственных отношениях уже решено; на данном этапе остается согласовать только отдельные вопросы в области инвестиционной политики, скоординировать макроэкономическую политику в основных сферах.
Таблица
Задачи различных этапов международной экономической интеграции
Перечень решаемых задач |
Зона свободной торговли |
Таможенный союз |
Общий рынок |
Экономический союз |
отмена таможенных барьеров во взаимной торговле |
устранение границ для движения товаров внутри региональной группировки и формирование единого таможенного пространства |
устранение барьеров для движения капитала, технологий и рабочей силы |
проведение согласованной экономической политики стран |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.