В теории и практике диверсификация рассматривается как распространение хозяйственной деятельности за пределы сложившейся ранее специализации на множество отраслей экономики и хозяйственных сфер, которые не связаны между собой прямой производственной кооперацией и не конкурируют друг с другом.
Б. Карлоф отмечает, что идея диверсификации имеет многолетнюю историю. Она была модной в конце 1960-х — начале 1970-х годов, затем на смену ей пришли взгляды о необходимости концентрации усилий на основных сферах бизнеса. Причиной тому послужили процессы глобализации производства и другие явления, связанные с эффектом экономии на масштабе производства. В последнее время диверсификации снова стали придавать первостепенное значение. Вызвано это существованием предприятий, которые располагают большими объемами капиталов, получаемых в основных сферах хозяйственной деятельности, а поскольку возможности дальнейшей экспансии в них весьма ограничены, диверсификация представляется наиболее подходящим путем для инвестиции капиталов и уменьшения степени риска. Целесообразность того или иного варианта диверсификации определяется потенциальной возможностью преодоления слабых сторон предприятия, выявляемых в результате проведения стратегического анализа.
На современном этапе экономического развития предприятий и выхода на мировой рынок можно выделить три вида диверсификации и соответствующие им направления структурной и инвестиционной перестройки.
Первый вид — диверсификация, "связанная с потребностями", или вертикальная диверсификация — представляет собой освоение новой для предприятия технологии с целью продолжения обслуживания традиционного рынка. Вертикальная диверсификация заключается в том, что предприятия предпочитают создавать необходимые для производственного процесса товары и услуги самостоятельно, внутри предприятия, вместо того, чтобы покупать их на рынке у других предприятий. В результате вертикальной диверсификации происходит объединение предприятий, находящихся на различных этапах производственного процесса. Во многих случаях предприятия теряли свое лидерство в традиционной хозяйственной деятельности, когда новая технология вытесняла с рынка предшествующую.
Второй вид — горизонтальная диверсификация — это объединение предприятий, работающих и конкурирующих в одной сфере деятельности. Заключается она в применении традиционной технологии предприятия к удовлетворению новых потребностей. Зачастую важной причиной горизонтальной диверсификации является географическое расширение рынков, в этом случае объединяются предприятия, производящие однотипную продукцию, но выступающие на различных региональных рынках.
Третий вид — конгломератная диверсификация — предполагает переход в область, не связанную с текущей хозяйственной деятельностью предприятия, к новым технологиям или потребностям рынка. Такая диверсификация оправдана, если возможности для интеграции ограничены или вообще отсутствуют, либо позиции конкурентов очень сильны, либо потому, что рынок базовой продукции находится на стадии спада.
Если предприятие имеет привлекательные возможности для расширения производства и выхода на мировой рынок, успешно движется к поставленным целям, оно может принять решение о диверсификации, если сумма остающейся у него прибыли недостаточна для выполнения планов по расширению текущей деятельности. В случае достижения текущих целей предприятие может принять решение о диверсификации, если это позволит ему получать большую прибыль, нежели простое расширение производства. Предприятие будет пытаться диверсифицироваться при появлении возможности ставить более высокие стратегические цели.
Диверсификация приведет к лучшему использованию материальных и нематериальных ресурсов предприятия. Она, с одной стороны, уменьшает риск за счет устранения зависимости предприятия от какого-либо одного товара или рынка, но, с другой — увеличивает его, так как появляются риски, присущие именно диверсификации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.