В этой связи, как показательный, следует рассмотреть опыт России. На пути выхода из списка Россией была проделана колоссальная работа не только по принятию соответствующего закона, но и по созданию специального органа финансовой разведки — Комитета по финансовому мониторингу (КФМ), что в конечном итоге позволило полностью контролировать финансовый рынок страны и большую часть значительных транзакций. Была проведена операция "Паутина", в ходе которой были взяты под стражу десятки человек в разных странах мира и наложены аресты на почти три сотни банковских счетов, проведен публичный аудит банков. После официального вступления Комитета по финансовому мониторингу (КМФ) России в международный "финансовый интерпол" — "Egmont group" — удалось достичь весомых результатов по выявлению схем отмывания денег. А также по информации, предоставленной Комитетом, ФБР была составлена "карта криминальной России" с именами главарей преступных группировок, их связями с респектабельными европейскими банками, с маршрутами транзита украденной русской нефти, алмазов и алюминия. Важно и то, что глава КМФ В. Зубков сумел настоять на том, чтобы FATF направила в сентябре в Россию рабочую группу для анализа результатов проделанной работы. На основе её доклада Россия и была исключена из "черного" списка. В России объем грязных денег составляет до 40 – 50% всего денежного оборота. В ближайшие полгода будут подписаны соглашения о сотрудничестве с финансовыми разведками как минимум шести стран. А уже сейчас подобные соглашения подписали Бельгия, Чехия, Италия.
Последовав опыту своего северного соседа, Украина создала финразведку, сделав ее подразделением Минфина, но этот орган не смог выполнить поставленных перед ним задач. После введения санкций Украина выполнила формальные требования FATF в части внесения изменений в законодательство: 1) учтено замечание относительно статьи 12, санкционирующее проведение мониторинга финансовых трансакций; 2) часть пятая статьи 6 вменяет в обязанность субъекту первичного финансового мониторинга идентифицировать лицо, от имени которого осуществляется финансовая операция; 3) исключены третья и четвертая части статьи 7, вызвавшие немало нареканий со стороны экспертов FATF, нечеткие и запутанные формулировки этой статьи оставляли, по их мнению, лазейки для уклонения от проверок; 4) неучтенными остались рекомендации FATF по более четкому определению независимого статуса Департамента финансового мониторинга; 5) не устранено дублирование Кабмином некоторых контрольных функций Департамента. Также были внесены изменения в Уголовный кодекс и закон о банках и банковской деятельности. Но принятие окончательной редакции закона и поправок к нему не может явиться единственной и необходимой мерой для выхода из сложившейся ситуации, поскольку необходимо подтвердить действенность этих документов на практике. Это, в свою очередь, потребует консолидации усилий всех ветвей власти для очистки украинского делового пространства от "грязных" денег и создания условий для легального ведения бизнеса.
14 февраля FATF признала принятые Украиной меры по улучшению борьбы с отмыванием "грязных" денег удовлетворительными и рекомендовала странам-членам организации отменить санкции, введенные в отношении Украины, оставив при этом её в "черном списке". FATF все еще имеет некоторые замечания к украинскому законодательству по борьбе с отмыванием денег, и правительство, возможно, будет инициировать ряд изменений в законы. Операции с Украиной, хоть и добившейся отмены санкций, все же должны находиться под пристальным вниманием финансовых учреждений стран, входящих в группу. За неполные два месяца, на протяжении которых в отношении Украины действовали санкции, 31 украинский коммерческий банк испытал проблемы с блокированием счетов или затруднения в осуществлении платежей из-за мер, которые иностранные банки применили к Украине по рекомендации FATF.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.