По мнению экспертов Национального института стратегических исследований, наблюдается тенденция к противопоставлению экономической безопасности государства экономической безопасности предприятия, так как, стараясь уменьшить уровень инфляции, увеличить госбюджет, правительство фискальными методами создает угрозу безопасности предприятия, что приводит к утрате предприятиями заинтересованности в стабильной экономической среде.
Исходя из того, что некоторые авторы определяют экономическую безопасность государства состоянием национальной экономики, обеспечивающим осуществление экономического роста и суверенитета, повышения благосостояния в условиях международной экономической взаимозависимости, среди угроз экономической безопасности на уровне государства и региона представляется целесообразным учитывать угрозы национальной экономике, прогрессу, защите жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также социальной стабильности общества.
Одной из сложностей выявления угроз на уровне государства является определение перечня показателей экономической безопасности, что вынуждает исследователей использовать неточные индикаторы. Так, при простом расчете ВВП на душу населения и с учетом покупательной способности получаются различные данные (при учете покупательной способности ВВП может быть почти в три раза больше). Следовательно, возникает угроза со стороны разрыва в учете индикаторов, что может негативно повлиять на расчет критических значений уровня обеспечения безопасности.
Перечисляя источники внутренних угроз экономической безопасности нашей страны, нужно отметить неконкурентоспособность украинской продукции, отставание ВВП в 40 раз по сравнению с другими государствами, энергетическую зависимость Украины, создание акционерных обществ, где акционеры никакого участия и влияния на экономическую деятельность предприятия не имеют, снижение научного потенциала страны, нарастание новой волны социального недовольства. К внешним источникам угроз соответственно относятся внешняя политика государства и внешние сношения с международными организациями в связи с тяжелой обстановкой, сложившейся в последнее время в мире.
Разработка методов оценки экономической безопасности должна учитывать все факторы, которые несут угрозу для безопасности предприятия. Факторы, влияющие на безопасность государства и региона, должны всегда учитываться в разработке общей стратегии экономической безопасности.
Несмотря на то, что формы проявления угроз экономической безопасности на разных уровнях иерархии организационно-экономических структур имеют отличия, общность действия дестабилизирующих факторов в условиях единства экономического пространства просматривается довольно четко. К числу таких факторов можно отнести: общий спад производства, нарушения в финансовой системе, ослабление конкурентоспособности, рост социальной напряженности и криминализации общества и т. д. Но важно проследить факторы, влияющие на создание такой экономической среды (как внешней, так и внутренней), которая могла бы способствовать развитию потенциальных возможностей производства, и необходимо выделять такие угрозы, которые непосредственно направлены на разрушение потенциала предприятия.
Шипуліна Ю. |
УДК 338.45:001.76(477.52) |
АНАЛІЗ ІННОВАЦІЙНОГО ПОТЕНЦІАЛУ ПРОМИСЛОВОСТІ СУМСЬКОЇ ОБЛАСТІ
У сучасних економічних умовах вирішальну роль у конкурентоспроможності окремих господарюючих суб'єктів, регіонів і національних економік у цілому відіграють інновації. Ця тенденція продовжує поглиблюватися, що ставить Україну перед необхідністю переходу на інноваційний шлях розвитку, причому в тих напрямках, де є певний (необхідний і достатній) потенціал для інноваційного розвитку. Враховуючи це, автором зроблено аналіз інноваційної діяльності і інноваційного потенціалу промислових підприємств Сумської області та перспектив його подальшого розвитку. Результати аналізу базуються на офіційних даних Сумського обласного управління статистики.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.