На современном этапе развития мировой экономики диверсификация приобретает важное значение. Это обусловливается тем, что эффективный выход отечественных предприятий в мировую экономическую среду затруднен, а во многих случаях невозможен без осуществления их диверсификации. В связи с предстоящей интеграцией Украины в европейские экономические структуры вопросы диверсификации встают перед предприятиями нашей страны особенно остро.
|
Головач О. |
УДК 339.92 |
Проблемы использования международных технологий учета затрат на производство в Республике Беларусь
Всякая деятельность осуществляется по технологии, определяемой целью, предметом, средствами и результатами. Как и любая предметная область, бухгалтерский учет также имеет свою технологию. Традиционно под технологией бухгалтерского учета понимается организация документооборота и методика отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Такое определение является не совсем точным, узким, так как не раскрывает сущности технологии учета, ее места и значения в управлении хозяйством.
Осуществление рыночных преобразований в Республике Беларусь, как и в других странах-членах Содружества Независимых Государств, активизировало теоретическую и практическую работу по совершенствованию технологии бухгалтерского учета затрат на производство с целью приведения ее в соответствие с международным опытом. Несмотря на это, в республике технология бухгалтерского учета затрат на производство значительно отличается от международной. Рассмотрим недостатки применяемой в Республике Беларусь технологии учета по сравнению с используемой в странах с развитой рыночной экономикой отдельно по всем вышеперечисленным компонентам, присущим понятию технологии.
Так, основной стратегической целью деятельности коммерческого предприятия в рыночной экономике признается максимизация прибыли. Главенствующая задача системы учета, таким образом, состоит в обеспечении достижения указанной цели предприятий, финансово-хозяйственную деятельность которых он обслуживает.
Аналогичная цель определена Законом Республики Беларусь "О предприятиях Республики Беларусь", где сказано, что "главной целью предприятия является финансово-хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника предприятия" [1]. Существующая же в республике система учета затрат на производство в основном направлена на выполнение государством фискальной функции и одновременно не обеспечивает подсистемы менеджмента, маркетинга, планирования, контроля, нормирования и экономического анализа оперативной, точной и приемлемой информацией, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений.
Цель максимизации прибыли с неизбежностью влечет за собой вторую задачу — минимизацию издержек. Законы рыночной экономики диктуют, что последняя достигается за счет улучшения использования научно-технических, организационно-экономических, социально-психологических и внешнеэкономических факторов, а не за счет искусственного лимитирования затрат действующей налоговой политикой (последнее и имеет место в Республике Беларусь). Так, в соответствии с законодательством республики некоторые виды затрат (представительские, консультационные, информационные, командировочные, рекламные расходы и др.) в пределах установленных нормативов включаются в себестоимость продукции, а их превышение покрывается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, с целью недопущения уменьшения налогооблагаемой прибыли. Такой порядок опять же направлен на обеспечение реализации государством фискальных функции и в меньшей степени — на создание условий для роста эффективности деятельности предприятий. Так, например, определенная законодательством сумма расходов на рекламу, которая может быть отнесена на затраты, не позволяет провести полномасштабную рекламную компанию, включающую рекламу на телевидении. И, таким образом, фирма, выпускающая новый вид продукции, не имеет возможности донести свой товар до потенциального потребителя, то есть действующая налоговая политика сразу же "обрекает товар на забвение". Продукция должна стоить столько, сколько средств на нее затрачено. И предприятие само должно выбирать свою стратегию: увеличивать ли в текущем периоде информационные, рекламные и другие расходы, продавать ли по ценам, обеспечивающим получение отрицательной прибыли, с целью завоевания рынка или нет? А после завоевания определенной доли конкурентного рынка и наращивания объемов производства предприятие сполна возместит недоплаченную сумму налогов в текущем периоде.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.