Тенденції розвитку фондових ринків у контексті світової інтеграції. Деякі негативні аспекти світової інтеграції. Моніторинг ринку праці при трансформації ринкової економіки, страница 70

Можно рассмотреть влияние валютных курсов на ценовую политику пред­приятия на примере АО "Эффект" в г. Харькове. Данная компания выпускает широкий ассорти­мент косметической продукции, работает на рынке уже в течение 65 лет. Основными пот­­ре­би­­телями продукции являются слои населения со средним и низким уровнем доходов.

Значительная часть сырья, используемая в производстве продукции АО "Эффект", импортируется или закупается в украинских представительств зарубежных компа­ний (в основном, западноевропейских). При этом АО "Эффект" экспортирует свою продукцию в страны СНГ (Россию, Казахстан).

Рассматривая влияние на ценообразование данной компании валютного кур­са, необходимо отметить, что, с одной стороны, укрепление евро на мировом валют­ном рынке способствует уве­ли­че­нию доли международных расчетов, проводимых в данной ва­лю­те. Европейские компании предпочитают вести расчеты в евро, чтобы миними­зи­­ровать валютные рис­ки. На украинском рынке курс евро постоянно повы­шается, что уве­личивает се­бе­стоимость продукции рассматриваемой компании и ограничивает ее возмож­нос­ти в проведении ценовой политики, направленной на захват большей доли рынка.

С другой стороны, укрепление курса гривни по отношению к российскому рублю снижает прибыль компании от экспорта своей продукции в страны СНГ.

Таким образом, в рассмотренном случае общее состояние валютного рынка Украины ограничивает возможности АО "Эффект" проводить гибкую ценовую по­ли­ти­ку как на внутреннем, так и на внешних рынках.

Решением этой проблемы для компании может стать установление базового курса и его нейтральной зоны в экспортных контрактах, что позволит разделить валютные риски с контрагентами.

На внутреннем рынке компания может постепенно повышать цены и ориен­ти­ро­ваться больше на сегмент рынка со средним уровнем доходов, в котором спрос будет не столь эластичным по цене, как в сегменте с низким уровнем доходов.

­___________

Литература: 1. Промисловий маркетинг: Навчальний посібник / За ред. Шубіна О. О. — К.: НЦВПО МОН України, 2002. — 462 с. 2. Стратегия ценообразования в современных условиях. — К.: МАУП, 2001. — 152 с. 3. Internet // www.forex.ua.

Подпись: © Врода М., 2003

Врода М.

УДК 339.9

Диверсификация и ее место в мировой экономической среде

Процессы гибких институциональных преобразований, становления и разви­тия новых структур рыночной экономики характерны для большинства предприятий Укра­ины. Первоначальное стремление отдельных хозяйствующих субъектов к самосто­я­тель­ности, которое не сочетало в себе серьезной отработки собственной стратегии развития с анализом действий рыночных факторов, привело к разочарованию и неу­веренности их руководителей. Эта неуверенность приводила к отсутствию чет­ких управленческих решений на предприятиях. А ведь в некоторых отраслях необ­хо­ди­мо пос­тоянно отслеживать возникновение стратегических угроз, таких, как устарева­ние технологии, насыщение спроса, социально-политические изменения. Из этого сле­ду­ет, что основной вопрос заключается не в том, нужно ли уделять внимание стра­те­гии, а в том, как это делать и в какой степени. В настоящее время в мировой экономической среде проявляются тенденции диверсификации и интеграции как наиболее перспективных направлений развития хозяйственных структур.

Диверсификация является одним из наиболее эффективных способов расши­ре­ния своей хозяйственной деятельности как на отечественном, так и на мировом рынке. При диверсификации осуществляется переход к новым областям хозяйст­вен­­ной деятельности, но географическая среда, в которой функционирует предприятие, не меняется. Среди отечественных предпринимателей достаточно широко распро­стра­­нена точка зрения, что в современных экономических условиях успешно функ­цио­­ни­рующее промышленное предприятие должно быть диверсифицировано, при­чем мно­го­образно: по поставщикам, рынкам сбыта, ассортименту продукции, видам деятельности.