1-е послание к Коринфянам (Конспект лекций по Новому Завету), страница 9

Встает вопрос, каким образом мы в наших огромных общинах (тысячи людей по праздникам) мы могли бы создать условия сердечности и доверия, которые помогают сохранять и укреплять веру в окружении всё более и более нехристианском. Возрождение Церкви, о котором сейчас так много говорят, на самом деле, по-моему, пустословие. По статистике даже последний год во время пасхального богослужения храмы Москвы посетило 1,4% от общего количества населения – очень мало.

25.09.98

2. Проэмий 1,4-9

Здесь Павел снова следует эпистолярному стилю своего времени. В эллинизме было принято, чтобы посылатель ходатайствовал перед богами (или Богом) за адресат. Обычно это была просительная молитва: «Прошу бога такого‑то, да дарует он тебе здравия, счастья» – это в лучшем случае, а обычно вообще обходились без проэмия. Проэмий – это ближневосточная, палестинская традиция. Но у Павла мы встречаем не ходатайство, не просительную молитву, а благодарение, евхаристию. Павел прорывает формальный тон и находит весьма сердечные слова благодарения за состояние коринфской общины. Очень часто Павел благодарит (Фес.) за веру, надежду, любовь, которыми обладают христиане, как дарами Святого Духа. Он не благодарит за здоровье, успех, счастье, а благодарит, в данном случае, за благодать Божию, за всевозможные незаслуженные дары, которые получают от Бога христиане.

Действующее лицо, как и в прескрипте – Бог, Он действует во Христе и через Христа. В прескрипте мы обращали внимание на то, что причастия и глаголы стоят в т.н. «passivum divinae» – «страдательном божественном», который указывает, что субъект действия – Бог, объекты действия – люди. То же самое мы находим и в проэмие. «Благодать» для Павла – это не абстрактное бескровное понятие из Катихизиса, это одно из ключевых понятий его богословия; благодать – это личная, незаслуженная любовь Божия к людям; благодать исходит исключительно от независимого, суверенного Бога, от Его любви. Благодать даруется через Иисуса Христа, и основана в Его жертве на кресте, о чем пойдет речь в 1-й и 2-й главах. Для Павла благодать переживается как личный опыт христианина. Благодать – свободный дар великодушия, благости Бога. Павел сразу подчеркивает: «Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной (pass.div.) вам во Христе Иисусе» (4 ст.). В чем ощущается конкретно благодать? Ощутимой благодать становится в духовном богатстве Церкви: «потому что в Нем вы обогатились (правильно: «были обогащены» – «evplouti,sqhte») всем, всяким словом и всяким познание» (5 ст.). Это богатство Павел сознаёт с большой радостью, здесь он говорит не формально, он действительно думает о том, о чем он говорит – о конкретном богатстве, коринфяне богаты, ибо Бог обогатил их. Подчеркивая, что коринфяне стали богатыми в Иисусе Христе, Павел как бы слегка критикует коринфян. О харизматическом богатстве Церкви будет очень много сказано в 12-14 главах, всё это связано со Христом. Многие коринфяне гордились своими харизмами, но Павел слегка указывает им их место: они богаты не сами по себе, и не «обогатились», как у нас это переведено, а «были обогащены» во Христе, через Христа.

Павел приводит два показательных дара, две харизмы: «всякое слово» и «всякое познание» (правильно «всякое знание»): «evn panti. lo,gw| kai. pa,sh| gnw,sei». Два основных дара: lo,goj и gnw,sij. Оба эти дара – человеческая речь и знание – очень высоко ценились в коринфской Церкви и даже переоценивались, коринфяне гордились тем, что они обладают красноречием (lo,goj) и глубоким мистическим знанием (gnw,sij). Здесь Павел сознательно говорит о «всяком слове» и «всяком знании». Не только ваше слово, не только ваше знание ценно перед Богом, но и другие имеют мысль и мистический опыт, который может очень отличаться от коринфских, и всё же эти другие слова и другие знания должны приниматься всерьёз. Здесь тоже проскальзывает критический тон в адрес некоторых групп, которые абсолютизировали своё слово и своё знание: я – Павлов, я – Кифин, моё знание лучше, чем твоё, Павел же говорит о всяческом слове, о всякого рода познании. Об этом далее будет говориться подробнее.