3 ст.: "Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе" – по-гречески: "как судите обо мне вы или какой-либо человеческий день" (i[na u`fV u`mw/n avnakriqw/ h' u`po. avnqrwpi,nhj h`me,raj). Последнее слово можно употреблять с большой буквы, как День Суда Божия и в данном случае Павел иронизирует, он как бы пишет этот день с маленькой буквы, как имитацию людьми суда Божия – "человеческий день". Павел останавливается на суждениях о нем некоторых кругов в Коринфской Церкви. Лучше всего о благовестниках судить по тому, верны ли они Евангелию – вверенной вести, но окончательное суждение выносить при этом неуместно, последнее Павел радикально отрицает, он утверждает, что суждения людей ему безразлично, ибо важно только суждение Господа – "судия же мне Господь" (4 ст.). Конечно, суждения коринфян его очень огорчают, иначе он вряд ли вообще стал говорить об этом. Павел резко отклоняет дерзкое требование привлечь его к ответственности перед Церковью, сделать его публично ответственным перед Церковью, для этого у коринфян нет ни права, ни компетентности. Разумеется, это не означает иммунитета к любому виду критики. Павел добавляет, что он не доверяет даже суждению самого себя, тем самым он не отвергает самокритику или самовоспитание, далее мы увидим, что Павел как раз думает о себе, он на редкость уверен в себе, ему нечего скрывать от Церкви, он не сознаёт за собой ничего, т.е. никакой вины, но и для него действует оговорка, что последнее суждение о его апостольском служении выносит Господь. Это Господь лучше всех нас прозревает сокровенные мысли, мотивы наших поступков, только Бог способен видеть глубокие темные бездны человеческого сердца. Это одно из главных убеждений Ветхого Завета. Для последнего суждения о других людях нам просто не достает никакого права и никакого умения, суд принадлежит только одному Господу, отсюда следствие: люди должны отказываться от преждевременного суда и приговора, это Павел формулирует, согласно Нагорной проповеди: "не судите, да не судимы будете".
Публичное признание человеческих заслуг в Римской империи было очень распространенным обычаем, Павел об этом говорит: "каждому будет похвала от Бога" (ст. 5), "похвала" – это общественная награда в Риме. Похвала приходит от Бога, посему не нужно искать похвалы и признания других.
Павел оглядывается на сказанное о себе и Аполлосе, всё это он говорил ради самих коринфян: "Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас". Коринфяне уделяли некоторым лицам слишком большое внимание за счет того дела, о котором должна была бы идти речь. Павел здесь имеет ввиду, прежде всего, группу Аполлоса, которая упрекала апостола за его слишком безвкусную проповедь, но это касается и всех прочих в Церкви.
"Не мудрствовать сверх того, что написано". Буквально "ничего сверх написанного". Это предложение понимается довольно трудно, оно спорно, темное. ВЗ‑e цитаты первых глав? ВЗ как целое? квинтэссенция Писания (заповедь любви)? Скорее всего, здесь речь идет о Писании как таковом. Всё Писание своеобразно подтверждает весть Павла о Кресте, особенно приведенные им цитаты. Коринфяне должны соразмерять себя с этой вестью и с Писанием и исправлять себя, согласно Евангелию и Писанию.
То, что отдельные группы после призвания ориентируются на определенных учителей, отстраняются друг от друга, рискуя расколом в Церкви, Павел расценивает как превозноситься, букв. "надмеваться" – от славянского "дметь", "дуть, надувать", как теплым воздухом надувают шары, так и люди раздуваются.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.