В 8 главе Павел, кажется, не встает ни на одну, ни на другую сторону радикально. "Слабых" он пытается вывести из их слабости: что они боятся, ведь богов в мире не существует? "Сильных" он упрекает за то, что они досаждают слабым братьям. Хотя принципиально он согласен с "сильными", но увещание его обращено к ним в равной степени, как и к "слабым". Что это, компромисс? признак слабости? Многие считают, что не надо поступаться принципами, идти напролом. Но мы видим, что Павел вовсе не следует такому правилу. Его позиция очень благородна, и если бы все в Церкви действовали именно таким путем любви, которая всегда есть компромисс, тогда и положение в Церкви выглядело бы куда как лучше, и отпадений и расколов было бы куда меньше, чем это есть в реальности.
15.03.99
В 8 главе речь шла об идоложертвенном, и совершенно внезапно Павел переходит как бы к новой теме, что вызывает смущение у экзегетов. Речь идет о пище, о соблазне, о мясе, которое Павел согласен не есть вовек, и вдруг: "Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?" – апология собственного апостольства. Некоторые предполагают, что здесь – вставка из какого-то другого послания к Коринфянам. Но есть достаточные основания считать этот отрывок принадлежащим к нашему посланию. Текстологически нет других рукописей, в которых бы не было этого отрывка. В главе 8‑й Павел рассуждал о правильном соотношении свободы ("всё мне позволено") и любви. Свобода без любви превращается в произвол. Об этом он говорил на примере идоложертвенного. Но в 9‑й главе речь идет о том же самом – о свободе и о любви, но на другом примере – на примере собственного поведения, на примере своего отказа от содержания апостольских прав. В 1Фес. ап. Павел пишет: "Я ни для кого из вас не был бременем, трудился собственными руками, никого из вас не обирал". То, что Павел отказывался от содержания, был некий смущающий момент в отношениях Павла и Церквей. Вопрос этот поднимается неоднократно: 1Фес., 2Фес., 1Кор., 2Кор., Флп. – постоянно возникает эта тема, значит, это было что-то серьезное.
1-3 стт.: "Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе. Вот мое защищение против осуждающих меня". Тон резко меняется и становится полемическим. Павел обращает в первых 14‑ти стихах не менее 16‑ти риторических вопросов к Церкви. Четыре первых вопроса допускают только положительный ответ: он – апостол, свободен, видел, они – его дело. Но 2-й стих показывает, что его апостольский авторитет оспаривался внутри самой Коринфской Церкви. При этом, указывали на то, что Павел не был свидетелем смерти и Воскресения Иисуса Христа. Но этот аргумент хотя и выдвигался, но стеснялись об этом говорить. А то, что Павел отказывался от содержания – это как бы подтверждало его не-апостольство – т.е. как бы в глубине его совесть была нечиста, раз он не пользуется своим апостольским авторитетом. При этом, не останавливались и перед личными обвинениями в глаза; 3 стих: вот моя апология против осуждающих меня, высказывающих против меня что-либо лично.
Но Павел настаивает на своем апостольстве, основанием для которого он видит в явлении Воскресшего на пути в Дамаск. Основание самой Церкви – это его дело, результат его труда. Он понимает себя, как отец Церкви: если у вас много наставников, то я родил вас во Христе.
"Печать" – подтверждение достоверности – это Церковь в Коринфе – видимый знак законности его притязаний быть апостолом.
То, что миссионер имеет право на содержание от Церкви, излагается весьма подробно. Мы узнаём кое-что интересное из практики миссии древнего христианства.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.