1-е послание к Коринфянам (Конспект лекций по Новому Завету), страница 24

В Коринфской Церкви были не только немудрые и слабые, там были и влиятельные люди (11 гл.), они входят в Церковь Иисуса Христа, но достойно входят они туда только тогда, когда они воистину принимают вызов слова о Кресте, т.е. Евангелие, отвергают категории мирские и усваивают категории Божьего избрания, а не мирского избрания. Если бы мы всё это принимали в Церкви всерьёз, то следствия были бы совершенно необозримыми как для Церкви, так и для общества в целом.

в) Проповедь в немощи (2,1-5)

"И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого, и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией"

Как в конце 1‑главы Павел показал, что Церковь в социальном плане вполне соответствует вести о Кресте. Весть о Кресте – Евангелие – презираемо, считается соблазном, глупостью, да и сама Церковь – посмотрите на себя, много из вас знающих, достойных? – ничто с точки зрения мира. Так и теперь Павел показывает, что и его собственная проповедь, его собственное появление в Коринфе были определены Крестом – каков Крест, таков и он, такова его проповедь. Он вспоминает о своем первом появлении в Коринфе, которое было чем угодно, только не впечатляющим и ярким, скорее слабым, лишенным какого бы то ни было блеска. И коринфяне, во всяком случае некоторые, ставили Павлу это в упрек: слово его незначительно, явление его ничтожно, – говорили они (2Кор.).

Во 2‑м стихе: "я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого" – Павел вновь подчеркивает, что центр его вести – это распятие, Крест, в этом он видит центр всего Евангелия. Естественно, для Павла к вести о Кресте относится и исповедание воскресения – и то, и другое неразрывно связаны, что видно из 15‑й главы, где он будет цитировать древнехристианский Символ веры о смерти и воскресении. Но у него есть повод здесь говорить не столько о воскресении, сколько, вопреки коринфской гордыне, акцентировать весть о Кресте и постоянно настаивать на этом акценте. Надо полагать, что коринфянам его весть была известной, тем удивительнее для Павла, что коринфяне удаляются от этого центра к иной проповеди, к проповеди "в превосходстве слова или мудрости". Этого изобилия слова, изобилия мудрости Павел не предложил при своем первом появлении в Коринфе, он не предложил им то, чего так страстно желали коринфяне, что было для них важно, он не предложил проповедь в риторической красоте. Как показывает 2Кор. 11,6, Павла в Коринфе упрекали за его риторические недостатки. Но тот, кто возвещает Крест, эту страшную казнь Бога, не может этого делать в фейерверке риторических красот – это было бы безумием, это лишь увело бы от содержания, от Того, Кто, возвещается. Павел говорит: "...благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова" (1Кор. 1,17) – упразднить – это лишить содержания, лишить смысла Евангелия о Кресте. У Павла, прежде всего, речь идет не о внешней форме, а о содержании, на это указывает и ключевое слово "мудрость". Коринфян увлекал определенный сорт проповеди Премудрости, напротив, Павел называет проповедь Креста... у нас переведено "свидетельство Божие", но это не совсем так, текстология нам показывает, что не "свидетельство", а "тайну Божию" – "приходил возвещать вам тайну Божию не в превосходстве слова или мудрости". Текстологическая замена в некоторых рукописях "тайну" на "свидетельство" проникло и в славянский, и в русский тексты. Свидетельство – "martu,rion", а в тексте – "musth,rioj" – слова очень похожи, и в рукописях при переписке можно было и ошибиться, тем более, что "свидетельство Христово", "свидетельство Божие" в понимании Евангелия часто употребляется. Но здесь для связности текста надо, всё таки, употребить слово "тайна", потому что дальше речь идет именно о тайне. Павел хочет сказать, что весть о Распятом остается всегда тайной для людей, ибо она противоречит всем человеческим ожиданиям и всем способностям к пониманию.