12.02.99
Человек не обладает собственно телом. "Тело" для грека звучит "цело", нечто целое. Но человек – не целое, он разлагается и из целого предмета становится кучей гнили. Задача человека – восстановить эту целостность, т.е. задача человека – swthri,a – целение (спасение – слав.) через целителя – swth,r (Спасителя). Здесь представление о человеке как исключительно греховном существе, у которого нет и настоящего тела, а одно разлагающееся чрево, которое уходит из ничто в ничто; сущность всего сотворенного – ничто, ибо сделано из ничего, "что" может быть только в Боге, а когда происходит уклонение от воли Божией, от Его замысла (a``marti,a – попадание вне цели, в никуда, потому что цель – в Боге), в этом "ничто" – полное разложение, там нет никакого тела. Павел мыслит человека в терминах сотериологии, в терминах спасения и говорит, что человек должен быть телом, а не чревом, и это тело – для Господа, и Господь воскрес для нашего тела. Человек как тело обладает личностью, и уже в ВЗ сказано, что в совокуплении людей тела объединяются в единое тело, пусть это будет даже как тень в блуде, но даже там есть какое-то соединение воедино. В любом случае, тело должно принадлежать Господу, а не блуднице. Под "телом" здесь Павел понимает, конечно, человека в его целостности, неделимости.
В Коринфе говорили, что всякий грех, который делает человек – вне тела, т.е. касается его извне, но не входит внутрь его. Павел приводит в 18 стихе этот лозунг коринфян: "всякий грех, какой делает человек, есть вне тела"; коринфяне утверждали, что сексуальное касается лишь внешней стороны человека, а не самого человека. Но в действительности, пишет Павел, секс затрагивает человеческие глубины: "блудник грешит против собственного тела", половая связь затрагивает внутреннюю духовную суть человека.
В стихах 19 и 20 апостол ещё раз напоминает принципиальные истины веры: не только Церковь есть храм Божий, но и каждый христианин есть храм Божий: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии". Мое тело – это храм Святого Духа, место Его постоянного присутствия, и, следовательно, христианин, "мое тело" (а человек только во Христе – тело, только во Христе человек не разлагается), призван свидетельствовать Божие присутствие в нем всем своим существованием. Никакая область жизни не исключается из принадлежности Христу, Который даровал Себя людям до самой смерти.
"Вы куплены" – Павел опять говорит об искуплении, покупке – за этим представлением стоит воспоминание и об освобождении из египетского рабства, и обычное светское значение об искуплении из рабства, и литургическое значение, идущее от Йом Киппур. Иисус, жертвуя Своей жизнью, преодолел силы смерти, которые угрожают, ограничивают жизнь людей. "Отдать себя Христу" означает для нас отдать себя свободе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.