1-е послание к Коринфянам (Конспект лекций по Новому Завету), страница 46

12.02.99

Человек не обладает собственно телом. "Тело" для грека звучит "цело", нечто целое. Но человек – не целое, он разлагается и из целого предмета становится кучей гнили. Задача человека – восстановить эту целостность, т.е. задача человека – swthri,a – целение (спасение – слав.) через целителя – swth,r (Спасителя). Здесь представление о человеке как исключительно греховном существе, у которого нет и настоящего тела, а одно разлагающееся чрево, которое уходит из ничто в ничто; сущность всего сотворенного – ничто, ибо сделано из ничего, "что" может быть только в Боге, а когда происходит уклонение от воли Божией, от Его замысла (a``marti,a – попадание вне цели, в никуда, потому что цель – в Боге), в этом "ничто" – полное разложение, там нет никакого тела. Павел мыслит человека в терминах сотериологии, в терминах спасения и говорит, что человек должен быть телом, а не чревом, и это тело – для Господа, и Господь воскрес для нашего тела. Человек как тело обладает личностью, и уже в ВЗ сказано, что в совокуплении людей тела объединяются в единое тело, пусть это будет даже как тень в блуде, но даже там есть какое-то соединение воедино. В любом случае, тело должно принадлежать Господу, а не блуднице. Под "телом" здесь Павел понимает, конечно, человека в его целостности, неделимости.

В Коринфе говорили, что всякий грех, который делает человек – вне тела, т.е. касается его извне, но не входит внутрь его. Павел приводит в 18 стихе этот лозунг коринфян: "всякий грех, какой делает человек, есть вне тела"; коринфяне утверждали, что сексуальное касается лишь внешней стороны человека, а не самого человека. Но в действительности, пишет Павел, секс затрагивает человеческие глубины: "блудник грешит против собственного тела", половая связь затрагивает внутреннюю духовную суть человека.

В стихах 19 и 20 апостол ещё раз напоминает принципиальные истины веры: не только Церковь есть храм Божий, но и каждый христианин есть храм Божий: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии". Мое тело – это храм Святого Духа, место Его постоянного присутствия, и, следовательно, христианин, "мое тело" (а человек только во Христе – тело, только во Христе человек не разлагается), призван свидетельствовать Божие присутствие в нем всем своим существованием. Никакая область жизни не исключается из принадлежности Христу, Который даровал Себя людям до самой смерти.

"Вы куплены" – Павел опять говорит об искуплении, покупке – за этим представлением стоит воспоминание и об освобождении из египетского рабства, и обычное светское значение об искуплении из рабства, и литургическое значение, идущее от Йом Киппур. Иисус, жертвуя Своей жизнью, преодолел силы смерти, которые угрожают, ограничивают жизнь людей. "Отдать себя Христу" означает для нас отдать себя свободе.