1-е послание к Коринфянам (Конспект лекций по Новому Завету), страница 10

Далее Павел будет говорить о христианской проповеди, которую он здесь именует «слово о кресте» (1,18), и остроту этого слова о кресте нельзя ослаблять «словом премудрости», т.е. красноречием, искусством речи. Знание, которое даровано Церкви, не должно делать гордым, надменным, как он будет говорить: «знание надмевает» (8,1). И речь (слово), и знание хороши, но они должны полностью определяться христианской любовью.

6 ст. у нас переведен немного неточно: «ибо свидетельство Христово утвердилось в вас»; «kaqw.j to. martu,rion tou/ Cristou/ evbebaiw,qh evn u`mi/n» – «как свидетельство Христа было утверждено (или было укреплено – pass.) в вас». «kaqw.j» значит в связи с предыдущим стихом: «Вы были обогащены всяким словом и всяким знанием в той мере, в какой свидетельство Христово было утверждено в вас». «Свидетельство Христово» – это «свидетельство о Христе», т.е. Евангелие, весть о Христе. Здесь «tou/ Cristou/» – genetivus objectivus – не свидетельство, данное Христом, а свидетельство, которое ап. Павел дал о Христе. Апостол Павел свидетельствует не о самом себе, как считали некоторые коринфяне (я – Павлов), а апостол свидетельствует о Христе. Евангелие, свидетельство о Христе, «evbebaiw,qh» – была укреплена, утверждена в Церкви; Бог сам утвердил в Церкви, способствовал действию Евангелия в Церкви. Бог действует через Евангелие, через свидетельство апостола, на что снова указывает пассивный оборот.

Богатство харизм в Церкви (не отдельных христиан, а Церкви в целом) – это явный знак того, как возросла Церковь в вере: «вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа» (7 ст.). Павел здесь как бы ещё немного добавляет критики, которая почти совсем незаметна для нашего уха, проскальзывает мимо нашего внимания. Послание написано в щекотливой ситуации, и коринфяне регистрировали всякий легкий критический намек. Богатый духовный харизматический опыт в Церкви имел следствием чрезмерный религиозный энтузиазм, который проявлялся в иллюзии, что совершенство уже достигнуто. Например, 4,8: «вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас» – т.е. вы уже ощущаете себя пребывающими в Царствии Божием. Но Павел как бы добавляет реализма в харизматический энтузиазм коринфян. Они считали, что уже имеют всё богатство здесь и сейчас, но наличие даров не означает обладания совершенством; дары лишь указывают на грядущее совершенство, они – лишь залог Духа. Христианская Церковь – всегда ожидающая Церковь: вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явление Господа нашего Иисуса Христа. Церковь всегда только надеется на предстоящее Откровение, ибо правильнее перевести «ожидая откровения Господа нашего Иисуса Христа» (avpekdecome,nouj th.n avpoka,luyin).

«Откровение». Открывается то, что уже существует, что уже есть, но скрыто. Это скрытое выступит когда-нибудь из своей сокровенности, и тогда встреча со Христом будет непосредственной. Сейчас христиане уже имеют общение со Христом, но это общение таинственное, и всегда подвергается угрозе прерваться. Но мы ожидаем, что это общение со Христом достигнет своей цели – видения лицом к лицу (гл. 13). Надежда христиан простирается далеко за пределы нынешнего момента. Коринфяне обладали чрезмерностью самооценки, были слишком восторженными энтузиастами относительно собственного духовного благополучия, а Павел ставит как бы сигнал «stop» перед коринфским церковным кораблем, который мчится по морю блаженства.