1-е послание к Коринфянам (Конспект лекций по Новому Завету), страница 57

2. Бог и боги (8,4-6)

Речь идет об идолах.

"Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что", и дальше опять цитата из "знающих" коринфян "идол (ei;dwlon) в мире ничто" – речь идет не о статуях, а богах, для нас чаще это слово означает статую. Лозунг был такой: никаких идолов, богов в мире не существует (идол в мире ничто) – так говорили знающие в Коринфе. "Нет иного Бога, кроме Единого", и они правы, это отвечает основному исповеданию веры Израиля (Втор. 6,4). И все же их взгляд слишком упрощенный не только потому, что они делают слишком прямолинейные либеральные выводы: если нет богов, то почему тогда нельзя есть мясо без всякого смущения? Это важно, что они делают примитивные выводы, но ещё важнее то, что они не понимают, что идолы (боги) – это не просто "ничто". Когда люди дозволяют этим мнимостям проявлять над собою власть, то эти мнимости становятся чем-то – тем, что люди называют "боги", "господа", вверяют им себя. И в наши дни много таких богов и господ: идолы потребительские, идеологические – люди готовы на самопожертвование, на самые безумные формы фанатизма, чтобы жить ради каких-то утопий и идей – "есть так называемые боги, или на небе, или на земле". Здесь, скорее всего, Павел имеет ввиду те бесовские силы, в чьей реальной власти Павел был убежден; это не боги, а твари, бесы.

"Так как есть много богов и господ много". Под "богами" он понимает греческих богов, а под "господами" культовые фигуры восточных религий. Это хорошо подходит к христианскому исповеданию 6‑го стиха: "но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им".

Либералы в Коринфе, не задумываясь, принимали участие в идоложертвенных трапезах, но хотят они того или нет, в этом они дают место "богам", идолам, и тем самым затемняют христианское исповедание единого Бога. Павел формулирует это исповедание очень впечатляюще, скорее всего оно происходит из крещального богослужения. Наряду с исповеданием единого Бога, причины и цели, из Которого и мы для Него, он ставит исповедание Господа Иисуса Христа, Которым всё сотворено, и мы Им – (новое творение). Эта формула существовала давно, раньше, чем 1Кор., здесь ясно выражено убеждение, что ИХ – посредник в творении: "Которым все" – "diV ou- ta. pa,nta", т.е. "через Которого всё". Это одно из первых мест Нового Завета, где выражена мысль о предсуществовании Христа: Он как София, как Логос, – посредник в творении. Основа здесь – ВЗ мысль о Премудрости Божией. Своим существованием Ему обязан не только весь мир, но и Церковь: "и мы Им". Эта древняя формула свидетельствует о том, что начало и конец, источник и цель всего – всё объединяется любовью Бога, открытой в Иисусе Христе, и мы тоже, каждый член Церкви. Именно это исповедание надо проводить в свою жизнь в данном случае в правильном поведении в отношении к жертвенным культам и друг к другу.

3. Немощные в Церкви (8,7-13)

"Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется".

Итак, сначала Павел отмежевывается от "знающих", теперь он им делает уступку, которая тоже ограничена мыслью об осторожности и любви: не у всех такое знание, доныне некоторые имеют слабую совесть, немощную. Лозунг коринфян: "мы все имеем знание". Теперь Павел выступает защитником тех, кто такого знания не имеет. В Коринфе их называли немощными: "avsqenh,j" – астенические, бессильные, слабые, больные. А себя они называли, соответственно, "сильными" – "ivscuro,j", но этого названия Павел здесь называет, чтобы не льстить им. А астенические внутренне ещё не могли отрешиться от языческого прошлого и придают мясу религиозное значение, раз оно жертвенное. Поэтому, когда они должны были есть мясо, то их немощная совесть (sunei,dhsij – сознание, голова, ум, дух, это сейчас это "внутренний божественный голос") оскверняется, отягощается, становится нечистой, потому что они считали, что делали что-то запрещенное. На первый взгляд, всё это действует в пользу "сильных", у которых не было никаких угрызений совести, они с чистой совестью ели идоложертвенное мясо. Т.е. сильное, развитое сознание, как они думали, дарует им свободу. Конечно, в стихе 7 звучит какой-то упрек немощных, конечно, Павел хотел бы, чтобы все были сильными, а не суеверными, не боязливыми, но, тем не менее, Павел не делает большую уступку горделивым "сильным".