1-е послание к Коринфянам (Конспект лекций по Новому Завету), страница 23

В послании к Римлянам Павел цитирует исповедание искупительной жертвы Иисуса в иудео-христианской Церкви (3,25): Христа "Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его". Перевод неудачный; "умилостивление" по-гречески стоит i`lasth,rion – очистилище. Бог принес в жертву Иисуса Христа и показал Его, как крышку Ковчега Завета, окропленную Его собственной Кровью, и это очищение даруется через веру для того, чтобы показать правду Божию, чтобы исполнилось обетование Божие. Это очень тонкая метафора, придуманная не Павлом, он здесь цитирует какой‑то литургический церковный текст – Иисус Христос метафорически изображается в виде крышки Ковчега Завета. Если там был ВЗ, то здесь НЗ; там кропление кровью агнца, здесь – кропление Кровью нового Агнца; там только за народ Израильский, здесь – за весь мир; там требовалась вера Израиля первосвященнику, здесь требуется вера (вверение себя со всеми своими грехами и своей жизнью) Иисусу Христу, Сыну Божию; там на крышке Ковчега присутствовал Сам Бог, почему и кропилась эта крышка, здесь в ИХ присутствует Сам Бог. Всё это называется искуплением. "...получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе..." (Рим. 3,24).

Весь литургический процесс Дня Йом Киппур в иудаизме назывался "искуплением" – это 2‑е основное религиозное значение, т.е. всё, что происходило в День Очищения, называлось искуплением кровью.

В 1Кор. Павел употребляет этот образ применительно к Иисусу Христу: Он Премудрость от Бога, правда от Бога, освящение наше от Бога и искупление наше от Бога.

Всё это Павел излагает отнюдь не из догматического интереса, он желает показать коринфянам, как далеко они отступили, удалились от самого ядра веры, если они соперничают друг с другом, ссорятся на предмет, какая группа обладает большей мудростью, большей знанием. Праведность, освящение, искупление – всем этим мы должны быть благодарны не нашей мудрости, не нашему знанию, а только Христу, Его крестной жертве. Посему благодарность и хвала положены только Христу, Ему одному, распятому и воскресшему Господу. Это Павел и суммирует, вольно цитируя Иер. 9,22: "чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом". Здесь Павел тоже полемизирует с теми коринфянами, которые Бог знает что строят на основании собственной мудрости, собственного знания. Кто постиг весть о Кресте, тот знает, что главная позиция христианина должна быть не самодовольство, не самохвальство, но только благодарность, евхаристия, ибо всё исходит от Бога, поэтому похвала может быть только (у нас перевод неправильный) в Господе: "хвалящийся хвались в Господе", потому что только в Нём мы обладаем всем. В Господе – т.е. в кресте Иисуса Христа.

Этот отрывок для всякой Церкви содержит в себе достаточный вызов вести о кресте. Здесь происходит переоценка всех ценностей: немудрое Божие мудрее человеков, немощное Божие сильнее человеков, но далеко не всегда это сознаётся в Церкви, далеко не всегда определяет церковную практику, хотя в практике любой Церкви этому внимание уделяется. Часто классовое деление, ранги, чины вторгаются и в церковную сферу, хотя, казалось бы, духовная иерархия – это одно, а светская иерархия не имеет никакого значения в Церкви. Посмотрите на реальную историческую Церковь: богатым, знатным оказывалось всегда гораздо большее почтение, чем бедным, это проявлялось даже в Литургии, проявляется и до сих пор. Даже в мелочах мы видим глубокое противоречие с основными принципами христианства – светское чинопочитание не имеет никакого значения, в Церкви есть своя иерархия. Всякое деление, всякое различие рангов – ничто перед вестью о Кресте. Павел здесь не провозглашает революции в классовых различиях, потому что, если "кто был ничем, тот станет всем", то что это изменит? просто всё перевернется. Речь не об этом, речь о том, что всякий человек самим собой и смыслом своей жизни обязан только Богу.