Часто полагали, что крещение обосновывает некоторое духовное отцовство: кто тебя крестит, тот становится духовным отцом, и такое представление, мол, было в Коринфе. Это возможно. Коринфяне были бывшими язычниками, и многие из них когда‑то придерживались мистериальных религий, а в мистериальных инициациях – обрядах посвящения в мистерии – как раз и было так; человек, который тебя крестил, вводил в мистерию, становился твоим духовным отцом, и ты обязан был ему подчиняться, быть в послушании. Павел вовсе не хочет принижать значения крещения, он хочет указать на скромное место крестителя; личность того, кто крестит, должна отступать на задний план по сравнению с сутью крещения – соединение со Христом; после крещения мы должны быть в послушании у Христа, а не у того, кто тебя крестил.
17 ст.: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова». Павел не говорит о ненужности крещения, здесь нет недооценки крещения, потому что для Павла крещение очень важно, оно – начало христианской жизни, об этом говорит целая 6-я глава послания к Римлянам, но Павел знает, что такое функциональное разделение в Церкви, он знает о рабочих функциях в Церкви. Крещение, как правило, он оставлял соработникам, а у него другая харизма, другая функция – возвещение Евангелия, благовествование. За всем этим стоит павлово понимание харизм: у каждого в Церкви своя специфическая задача, поэтому Павел всегда полагается на наше сотрудничество.
В 17б Павел говорит: «не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова» – «ouvk evn sofi,a| lo,gou( i[na mh. kenwqh/| o` stauro.j tou/ Cristou/». «Sofi,a» – «Премудрость, мудрость», но это – не основное значение, а основное значение слова «sofi,a» – искусство, умение, поэтому «sofi,a lo,gou» – это искусство слова, красноречие. Здесь Павел подходит как бы к ядру всего спора; он желает проповедовать не в словесном искусстве, «i[na mh. kenwqh/|»; очевидно, это – сослагательное наклонение от глагола «keno,w» – «истощать, опустошать, лишать содержания» – это глагол, противоположный глаголу «plhro,w» – «наполнять». Павел не желает опустошать Крест Христов. Под «Крестом Христовым» понимается весть о Кресте; можно перевести: «чтобы не лишить смысла Крест Христов». Крест Христов – это объективная реальность, она никогда не лишится смысла, но проповедь Креста, весть о Кресте может быть ослаблена, лишена своего содержания и смысла, если мы будем придавать слишком большое значение внешности этой проповеди, искусству речи о Кресте. Важно не как проповедуется, не словесная премудрость; форма и содержание должны соответствовать друг другу, т.е. «как» и «что» должны соответствовать друг другу, иначе весть о Кресте, проповедь Креста, может быть искажена уже самим способом изложения. Это само собой разумеется; от формы, в какой излагается та или иная весть, очень много зависит в восприятии этой вести, одни и те же слова можно сказать с кафедры, а может с эстрады пропеть Алла Пугачева и т.д., и от этого очень многое зависит. Если проповедник заботится о собственном блеске, о собственной риторике, то тогда проповедь будет ослаблена, лишена своего содержания, опустошена. Слово «sofi,a» Павел намеренно вводит как ключевое; в Коринфе «sofi,a» очень высоко ценилась, и в дальнейшем Павел будет очень подробно обсуждать эту проблему. Павел обращает внимание коринфян на следствие их переоценки премудрости. Это следствие ими не осознавалось. Большое внимание искусству премудрости делает пустой, полой, бессодержательной весть о Кресте.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.