1-е послание к Коринфянам (Конспект лекций по Новому Завету), страница 72

11,14-15: "Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?".

Он ссылается на природу: "природа учит". Природа ничему подобному не учит, и Павел это понимает. Думает он, скорее всего, не о природе, а об обычае. В стихе 16 он устаёт от всех этих аргументов и заключает, прямо говоря, что всегда найдутся любители спорить и настаивать на своем, но всякое пререкание Павел отвергает тем, что ссылается на свой авторитет и на обычай всех Церквей:

11,16: "А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии".

Истина не там, где большинство – это было бы нелепость. Речь идет об обычае.

Стих 5 интересен тем, что упоминает о публичных выступлениях женщин во время богослужений: "молящаяся или пророчествующая". Они открыто молились и пророчествовали (сегодня это называется "проповедь" – они проповедовали). То, что женщины могли проповедовать, стоит в явном конфликте с 14,33‑36, где Павел (или "может быть Павел") велит женщинам в Церкви молчать. Из-за этого напряжения большинство экзегетов считают, что 14,33‑36 – это не чуть более поздняя добавка, чем составление 1Кор. Пастырские послания, написанные примерно к концу I столетия, прямо содержат указание на молчание женщины в Церкви, а 1Кор. – это середина 50‑х годов, и с этого времени обычаи могли поменяться, к тому же – разные географические ситуации.

Отрывок 11,2-16 не относится к вершинам богословия апостола Павла, но привлекательно и по-человечески понятно, как Павел разрабатывает проблему обычая, зависимости от изменчивой моды. Всё это касается и нас, касается постоянно меняющихся и в то же самое время вечных проблем Церкви.

19.04.99

2. Трапеза Господня (11,17-34)

а) Непорядки (11,17-22)

17 ст.: "Давая следующие указания" – "Tou/to de. paragge,llwn". Одно из ключевых слов в 1Кор. – "хвалить", и в 11 главе оно встречается довольно часто (11,2): "хвалю вас, братья, что вы всё мое помните", а в 17 стихе: "а теперь не похвалю вас,..". Скорее всего, здесь Павел, как это он часто делает в 1Кор, подхватывает слово, бывшее в ходу в Коринфской Церкви. Он пишет, что они не заслуживают похвалы, как они ошибочно считают. Павел начинает говорить о праздновании Евхаристии.

"Вы собираетесь". Слово "sune,rcesqe" всегда означает собрание на богослужение. Это богослужение у них служит не на лучшее, а на худшее: "ouvk eivj to. krei/sson avlla. eivj to. h-son" (рифма). Павел считает, что богослужение очень важно для внутреннего роста Церкви, для её созидания, строительства. О непорядках во время Трапезы Господней Павел знает не из письма коринфян, которое исходило, вероятно, от состоятельных членов общины, а Павел информирован об этом устно ("слышу"). Он не говорит, от кого он воспринял этот слух. Во время собраний происходят разделения – "sci,smata". Имеются ввиду не те партии, о которых шла речь в первых 4‑х главах, где разделения носили умственный характер. Здесь же они носят социальный характер. Как происходят эти разделения, он сейчас покажет.