Павел переходит к новому пункту коринфского послания (7,1: о чем вы писали мне...). Имеет ли право христианин есть мясо, которое приносится с идольского стола, с идольского престола, или приносится в жертву идолам. Сегодня нам такой вопрос кажется излишним и странным, а для ранней Церкви он стоял очень остро. Мы это видим из Рим. 14: слабые едят овощи, сильные едят всё, мы это видим из апостольских постановлений (Деян. 15,29). В таком городе, как Коринф, христиане не могли стоять в стороне от языческих жертвенных ритуалов культа, это было невозможно хотя бы потому, что на рынке продавали мясо от жертв. Просто резания животных античный мир не знал, всякое заклание с любой целью всегда было ритуальным, обязательно было жертвой, это хорошо отражено в Библии, и это отражает общечеловеческий опыт, в том числе и языческий – Библия называет не только человека душой живой, но и всякое другое существо, и таким образом подразумевается, что всякая жизнь идет от Бога, есть божественная жизнь, она принадлежит Богу, будь то жизнь коровы, овцы или человека, поэтому всякое убийство должно быть исключительно культовым.
Человек почти неизбежно вступал в контакт с культом, с жертвой не только на базаре, не только в гостях, но в различных общественных ситуациях. Например, городские праздники, профессиональные праздники, личные приглашения. А празднества городские и профессиональные, чаще всего, совершались в храмах, и избежать участия было практически невозможно, особенно если христианин занимал общественную должность или принадлежал к высшему слою общества. Правда, большинство христиан были низкого происхождения, но, в таком случае, если им запретить покупать на базаре, если им запретить посещать храмовые столовые или профессиональные праздники, то они вообще не могли есть мясную пищу по причине нехватки средств. Таких людей чаще привлекали народные угощения, обычные в публичные праздники, где раздавали мясную пищу.
В Коринфе этот вопрос о мясе был очень спорным. Считалось, что если я, язычник, закалываю животное, то я закалываю это либо во имя какого-то бога, либо непосредственно при храме. У евреев были специальные резники, которые знали, как заклать животное кошерно. Частичка мяса шла на алтарь, часть – жрецам, остальное мне, но мне это доставалось лишь потому, что мне бог дарил это – это было угощение бога (Зевса или другого). Всякая мясная пища была пищей общения с языческим божеством, с идолом.
Сейчас для нас дело не в мясе, но принципиальный вопрос остается: насколько христианин может уподобляться своему окружению? насколько христианин может принимать привычные для окружения обычаи, оценки? когда христианин должен сопротивляться, отстраняться? Вот какие проблемы стоят сегодня перед нами. В качестве примера для нас может служить этот пассаж об идоложертвенном мясе.
"О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него".
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.