1-е послание к Коринфянам (Конспект лекций по Новому Завету), страница 6

Затем Павел называет вместе с собой и некоего соработника «kai Swsqenhj o adelfoj» – «брат Сосфен». «Братьями» христиане называли друг друга с самого основания христианской Церкви. Апостол хочет показать, что он не один в поле воин, а пишет в согласии с другими братьями, он постоянно себя осознаёт со многими, кто стоит за дело Христа Иисуса.

2 ст. – к кому обращается ап. Павел: «th ekklhsia tou qeou th oush en Korinqw» – «Церкви Бога, сущей в Коринфе». Первоначально «ekklhsia» – то же самое, что «синагога» – «собрание», конкретная община. Здесь ап. Павел называет эту Церковь Божией, эта Церковь принадлежит Богу (Богу-Отцу, конечно). Для Павла Церковь – это всегда Церковь с большой буквы – это некая величина, которая гораздо шире, нежели местная община, это Церковь как Тело Христово. Несколько лет после этого Павел будет говорить о некоей космической Церкви во всём мире. Эта великая Церковь неощутимая и невидимая как таковая становится ощутимой, видимой, явной, только в конкретном своём проявлении – воплощении в каждой конкретной местной общине – она вся, и она же выражается в каждой конкретной общине – это то, что наш Символ веры называет свойством «кафоличности» – всё выражает себя полностью в каждом элементе (у нас обычно понимается это как некий коллективизм). Кафоличность – это таинственное мистическое свойство Церкви, когда большая великая единая Церковь, состоящая как бы из совокупности отдельных элементов, тождественна любому её элементу: где двое или трое соберутся во имя Христа, там Он полностью среди них присутствует, как в Евхаристии. Здесь Павел и говорит, что единая Церковь, которая превосходит всякую конкретную общину, возвышается над ней, но в Поместной Церкви, в конкретной общине Церковь становится видимой и осязаемой. Выражение «Церковь, сущая в Коринфе» показывает, что каждая конкретная община представляет Церковь в её полноте. Церковь присутствует везде, где собираются христиане. Как Павел пишет во 2-м стихе: «en panti topw» – «во всяком месте». «Место» – технический термин для обозначения места евхаристического собрания – т.е. Церковь – это каждое место, где бы евхаристически ни собиралась община. Не только апостол обладает божественным авторитетом, данным ему от Бога, но и Церковь своё достоинство имеет в том, что она призвана и освящена во Христе: «hgiasmenoij en Cristw Ihsou( klhtoij agioij» – «освященным во Христе Иисусе, призванным святым». Везде мы видим пассивные формулировки: «призванный апостол», «освященные во Христе», «призванные святые», и дальше продолжается пассивная формулировка всех причастий. Все эти действия: призвание, освящение, спасение и т.д. – всё Павел возводит к единому источнику и началу всякого творения – Богу-Творцу, ибо здесь творится новая жизнь. Источник действия – Бог. Авторитет апостола и достоинство Церкви – всё это – дары Божии, это Он призывает, Он возвещает; не мы сами выдвигаемся и бежим к Богу, а это Он нас выводит из мира и освящает.

Такое убеждение веры в принципе должно подавить всякое самодовольство, всякое самохвальство, когда, например, фарисеи гордились своими заслугами. Только Божия благодать может нас поднять, освятить. Субъект действия всегда Бог, а христиане всегда – объект действия.

Несмотря на все грехи, на все церковные соблазны, о которых Павел так много будет говорить в этом послании, Павел называет христиан в Коринфе освященными, святыми, потому что святость здесь – отнюдь не моральное совершенство, как у нас стало принято называть: святые – морально совершенные, что с точки зрения догматики совсем неправильно – это как раз то, с чем Павел борется, фарисеи считают, что они могут достигнуть святости через моральную чистоту, через исполнение закона. Святость – это не результат действия человека, это не моральное совершенство. Коринфяне были слишком далеки от этого совершенства, они были, может быть, самыми грешными людьми в Коринфе. Святость для Павла покоится не на человеческих достижениях, а на божественном избрании и призвании. Это избрание находит своё символическое выражение в крещении, о чем говорится в 6,11: «И таким были некоторые из вас, но были омыты, были освящены, были оправданы именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога».