1-е послание к Коринфянам (Конспект лекций по Новому Завету), страница 38

Против коринфян Павел выдвигает 3 риторических вопроса: "Кто отличает тебя?", т.е. кто тебя выделяет среди других, "Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?" Стиль оживляется. Первый вопрос направлен против фатальной склонности ставить себя выше других из-за своей "лучшей партии" и чувствовать себя превосходнее среди других, выделяться среди других. Но решающее сказано далее: христианин не имеет ничего, чего он не получил, зачем же тогда хвастовство? Высказывания Павла имеют всеобщее значение, которые выходят далеко за пределы коринфского спора. Абсолютно всё, что мы имеем – это дар Божий, и всё это исключает наше превозношение, нашу самость. В принципе поведение коринфян инфантильно, они хвалятся своими учителями, т.е. славой другого – они славят себя славой другого (Златоуст).

Павел снова возвращается к первой главе, там говорилось о том, что мы должны хвалиться в Господе, и кто хвалится в Господе, тот благодарно признаёт, что он не имеет ничего такого, чего он не получил бы, в чем же тогда превозноситься? В таком случае превознесение себя – лишь пустая надменность, надутость. С горькой иронией Павел в трех кратких предложениях бичует превозношение и враждебную миру мечтательность коринфян, которые воображают, что они уже достигли совершенства, обетованной цели: "Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать" – если бы было так, – саркастически замечает апостол, – тогда я тоже мог бы извлечь пользу из вашего совершенства. Хорошо же такое совершенство, где люди так враждуют между собой! Они думают, что уже достигли совершенного образа жизни. Слово "уже" (h;dh) (обогатились, стали царствовать, обогатились) в греческом тексте выдвинуто вперед, подчеркнуто; оно вновь возникает во 2Тим. 2,18, где автор резко выступает против тех в Церкви, которые считают, что воскресение уже произошло. Нечто подобное, вероятно, утверждалось и в Коринфе. Возможно, что коринфяне находились под влиянием модных идей, философских течений, которые утверждали: мудрец уже сейчас имеет всё, он стоит над миром вещей, больше не может быть затронут страданием, смертью. Так в Коринфе возникает тот вид христианства, который не имеет надежды на будущее или, во всяком случае, не задумывается о будущем и т.о. фальсифицирует христианство в весьма важном пункте. Здесь – угроза христианской вере в ее сердцевине, вера ожидает исполнения жизни не через собственные силы человека, но как дар Божий. Прежде всего, вера ожидает совершенства не как результата прыжка через страдания, минуя страдания, не через мнимое стояние над миром, но сквозь страдания. Павел здесь очень трезв, реалистичен, он пытается свести коринфян с неба на землю, считает их воображаемое блаженство всего лишь иллюзией, сам он видит себя до сих пор в пути, не у цели, для него ясно: через Крест – к славе, через смерть к жизни, и мимо этого нет никакого иного пути. Далее идет контрапунктом рассказ о страданиях.

в) Страдания апостола (4,9-13)

В резком контрасте с духовным полетом коринфских фантазеров Павел описывает свое собственное жалкое вряд ли привлекательное внешнее существование. В то время, как они парят над вершинами блаженства, Павел исполняет свою простую будничную трудную, отнюдь не блестящую миссию, испытывая большое сопротивление мира. Не исключено, что кое-кто в Коринфе упрекал Павла именно в его жалком внешнем появлении, но Павел не желает жаловаться и вздыхать, он иллюстрирует, что весть о Кресте неизбежно формирует и саму жизнь во Христе. Кто должен, как апостол, возвещать слово о Кресте, стоит не на верху, а совсем внизу, на последнем месте: "я думаю, что нам последним посланникам Бог судил быть как бы приговоренными к смерти" – Павел сравнивает это с приговоренными к смерти преступниками, которые в Римском театре (позорище – qe,atron) при гладиаторских боях или в борьбе с дикими зверями должны были быть кровавым развлечением для публики. Ангелы, наряду с людьми – космическая публика – взирает на этот театр. Т.о. он сравнивает себя с теми, у кого отняты остатки человеческого достоинства и не остается ничего, кроме как быть безвольно растерзанным зверями или убитым гладиатором. Ниже этого стоять уже невозможно. Нечто подобное бывает во время страшных войн.