1-е послание к Коринфянам (Конспект лекций по Новому Завету), страница 17

Весть о Кресте кажется абсолютно противоположной всем человеческим ожиданиям. То, что божественная мысль, замысел, план, и человеческие потребности и планы часто не совместимы, это знал уже ВЗ, который Павел и цитирует по памяти из Ис. 29,14 (погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну). Любующаяся собой мудрость мудрецов разоблачается Богом как беспочвенная: "Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?" В трех иронических вопросах 20‑го стиха, – "Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего?" – тоже звучат тексты ВЗ, которые говорят о превосходстве Премудрости Божией. Это тексты из Исаии: "Где они? где твои мудрецы? пусть они теперь скажут тебе; пусть узнают, что Господь Саваоф определил о Египте" (Ис. 19,12), Бог "делает ничтожными знамения лжепророков и обнаруживает безумие волшебников, мудрецов прогоняет назад и знание их делает глупостью" (Ис. 44,25). Павел даже в своей постоянной изощренной риторике не забывает Слова Божия и цитирует его или делает намеки на него. И мудрость, и книжность, и учёность ставится под сомнение словом о Кресте. Павел находит, что Писание подтверждает это: мудрость Бога и людей диаметрально противоположны друг другу, спасение человеку приносит не его ум и искусство (sofi,a), не самодовольная мудрость, но слово о Кресте, которое есть спасающая сила. То, что Евангелие есть сила, Павел говорит и в начале послания к Римлянам.

21 ст.: "мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией". Здесь речь идет, прежде всего, о Кресте, потому что весь отрывок апостола Павла – это отрывок о Кресте. Он направлен против коринфян. Самодовольные коринфяне, считающие себя совершенными, не познали Бога в Кресте. Премудрость Божия в данном случае – слово о Кресте. У нас часто толкуют, что мир своей мудростью не познал Бога в творении. Нет, весь этот отрывок исключительно о слове крестном. Мир упустил Бога, потому что он желал познать Его по масштабам своей мудрости, и то же самое делают спорящие друг с другом коринфяне, которые конкурируют друг с другом в своей мудрости. Они рискуют пропустить мудрость Божию, потому что не принимают всерьёз слова о Кресте. Однако, Бог не дает погибнуть тем людям, которые Его упустили. Благоугодно было Богу юродством (глупой) вестью спасти верующих, т.е. Евангелием спасти верующих. Люди не познали Бога на Кресте, но Бог не оставил мир, не проклял его за это, Он им посылает спасительную весть, Богу было благоугодно, ему было "по душе" спасти тех, кто верует "глупости" Евангелия. Не человек достигает Бога (человек отвергает Бога), это Бог устремляется к человеку и на Кресте, и в Евангелии. Парадоксальность усиливается. Весть о Кресте – юродство, глупость, причём, не только в глазах неверующих, но фактически Крест есть и остается неодолимым препятствием, потому что эту весть трудно принять, трудно "переварить". Крест остаётся загадкой всегда и для верных тоже, загадкой, которая не просто отгадывается в категориях человеческой мудрости, её отгадать невозможно, можно только принять сердцем, духом, внутренним религиозным чувством.

Ядро всего текста – стихи с 22 по 25:

"Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;

а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков".