1 Коринфянам
25.01.99
Для нас образ "церковь" – "храм" стал привычным, потому что мы часто храм называем церковью. Церковь это общество, собрание, а мы так называем дом. Это идет от искаженного и преображенного греческого "oivki,a kuriakh," – "Дом Господень". Кириаки вошло в германские языки как "ки,рха, ки,рка, чёрч". Отсюда из германских языков в славянские "ки,рха" проникла как "ци,рха-це,рха-церковь". Так что в русском языке слово "церковь" изначала была связана с понятием "дома", а вовсе не "общины", как это в греческом (evkklhsi,a, в латинском даже не стали переводить – ekklesia, французский – l'Eglise). Этот образ Церкви как храма идет от апостола Павла (3,16-17).
16-17 стт.: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы".
Павел вновь обращается к Церкви – "разве вы не знаете". И в предыдущем замечании он имел Церковь, неуместную переоценку некоторых личностей, бессмысленные партийные споры – "разве не знаете" – этими словами Павел призывает коринфян к согласию с тем, что он должен им сказать. Образ Церкви как храма Божия – это не отвлеченная экклезиология, но в этом образе открывается напряженная ситуация коринфской Церкви. Вообще, представление об обществе народа Божия как о храме Божием существовало ещё в ВЗ. Использовался этот образ и в Кумране. С одной стороны, этот образ говорит, что Церковь принадлежит Богу, это храм Бога, это Его дом, это Бог сотворил Церковь. С другой стороны, храм – это место присутствия Божия, в храме живет Бог, значит Церковь как общество – это место божественного присутствия. Бог в Церкви живет Духом Своим: "Дух Божий живет в вас". Как в храме, так и в Церкви особенно ощутимо присутствие и близость Бога. "Дух" для Павла – это не какое-то абстрактное понятие, но "Дух" – это всегда животворное, животворящее, динамичное, действующее присутствие Божие, Дух – это Сам Бог в Его невидимом присутствии. Слово "Дух" – от еврейского "руах" – "ветер" – самодвижение воздуха, непостижимое для древнего человека, потому что он неизвестно, откуда приходит, и неизвестно, куда идет, потому что законы термодинамики и конвекции не были известны древним.
Дух Божий "живет в вас", а не просто присутствует – это указывает на длительное, длящееся присутствие Божие. Дух Божий присутствует не только в некоторые моменты (как Он сходит на пророков), но Он живет – т.е. и в будние, и в трудные дни в испытаниях Дух постоянно с народом Божиим в Церкви. И тем более невыносимы для Павла все споры, все соревнования, вся надменность, тем больше ответственность Церкви, потому что близость Божия хотя невидима, но становится видимой в поведении христиан, становится явной для всех. А коринфские христиане легкомысленно относились к цельности Церкви, даже к самому существованию Церкви, и в стихе 17 видно, насколько опасным Павел считает ситуацию в Коринфе. Партийные споры губят Церковь, разоряют ее: "Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог" (ei; tij to.n nao.n tou/ qeou/ fqei,rei( fqerei/ tou/ton o` qeo,j) – если кто разорит (погубит) храм Божий, разорит (погубит) того Бог – т.е. того постигнет конечный последний суд Божий.
Снова и снова подчеркивает Павел безумие партийных споров, которые грозят ликвидировать Церковь, которая – храм Божий (т.е. является неприкасаемой собственностью Бога), и это настойчивое предостережение направлено ко всем, кто разрушает Церковь своей самозваной мудростью и вытекающей из нее смутой. Действия "мудрецов" в Церкви деструктивно.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.