Требуется и оглядка на брата-христианина, которого может соблазнить твое поведение. Павел тотчас добавляет, что внимания требует совесть другого человека, а не твоя совесть – твоя совесть и так чистая. Павел придаёт большое значение личному решению совести любого человека. Христианин не должен позволять без нужды кому бы то ни было ограничивать свою свободу из-за чьей-то боязливости, слабой совести, слабой сознательности.
10,30: "Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?"
Павел ещё раз ссылается на принцип: если я вкушаю дары Божии с благодарением, то почему я должен чувствовать угрызения совести или позволять себя упрекать? Христианин должен отказаться от своей свободы ради свободы же, ради совести другого и ради того, чтобы тебя не упрекали и тем самым не ограничивали ("не осуждали") извне – зачем моей свободе быть ограничиваемой ("судимо") чьей-то чужой совестью, чужим сознанием, лучше я сам ограничу её, не давая повода другому ограничивать мою свободу. Павел подводит краткий итог, обобщая принципиальную христианскую позицию, говоря, как он сам себя ведет.
10,31-11,1: "Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись. Будьте подражателями мне, как я Христу".
Что бы ни делал христианин, всё должно быть к славе Божией, к пользе другого, и человек должен так строить свое поведение, чтобы не подавать соблазна ни Церкви, ни внешним, заботиться о том, чтобы поведение было понятным и убедительным для иноверцев, искать не своей выгоды, но лучшего для другого – в этом Павел видит принцип поведения Самого Христа; уважение к другому, будь то иудей, язычник или христианин – вот позиция, стоя на которой Павел сам пытается жить (9 глава – с иудеями как иудей и т.д.). Такое уважение не имеет ничего общего с приспособленчеством, оппортунизмом, здесь Павел просто уважает человеческое достоинство всех, в т.ч. и иноверцев, человек не может изменить свою совесть за один момент.
Итак, христиане так должны вести себя среди инакомыслящих, чтобы это воздействовало на них, привлекая – я угождаю всем во всем. "Угодный", "богоугодный", "угодил Богу" – это не очень хорошее слово. На самом деле "угодить" значит "понравиться". Человек не будет задумываться о том, чтобы угодить Богу, но когда о нем говорят, что он "угодил Богу", это означает, что он понравился Богу. Человек может даже ничего не знать о Боге. Так и здесь: я пытаюсь сделать так, чтобы мое поведение нравилось другим, было привлекательным.
Сейчас христианство практически живет в диаспоре. В России практикующих верующих православных от 1% до 2%. Остальные почти все крещеные, но люди, абсолютно чуждые даже малейших представлений о христианстве. В этой ситуации указания Павла обретаю всё большее значение. Павел не призывает к бесформенному приспособленчеству, напротив, он требует, чтобы христиане жили, миссионерствуя. При этом они должны избегать всего, что препятствует пути других к вере. Как воздействует поведение любого христианина, тем более носителя сана, как действует проповедь, наши церковные декларации, наше богослужение вместе с его музыкальным и языковым обликом на иноверцев. Все эти вопросы должны стоять перед нами на всех уровнях, к этому и призывает Павел с 8 по 10 главу 1Кор.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.