Сначала Павел цитирует позицию, которая была представлена в Коринфской Церкви и там же вызывала острое сопротивление: "...вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины..." Павел не слишком даже спорит с этим, но его ответ в 7,2 такой: "Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа". Впоследствии этот ответ Павла вызывал много упреков, что он смотрит на брак лишь как на необходимое зло во избежание блуда, как выпуск пара во избежание отступления от правого пути. Но здесь за Павла надо вступиться. Эти упреки не учитывают ситуацию, в которой пишет Павел. Он не излагает здесь систематического учения о браке, он просто аргументирует против чрезмерной аскезы, а такая тенденция была в Церкви, и делает это аргументами, которыми, как он думает, он лучше всего может убедить именно аскетов (во избежание блуда). Павел реалистично видит, что крайняя аскеза часто возникает из-за переоценки своих способностей, ведь в других случаях Павел очень проникновенно говорит о любви (13 глава), здесь же он говорит о вещах практических, которые могут многое сказать в данный момент этой группе.
3-4 стихи: "Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена". Эти стихи о супружеских сексуальных обязанностях тоже могут оказаться странными сегодня. Но нельзя пройти мимо положительного момента в этих стихах – здесь Павел признаёт равные права за мужчиной и женщиной, оставляя далеко позади себя патриархальные взгляды, которые были обычны в его время в его окружении. Он говорит о равных обязанностях мужчины и женщины, т.е. требовать, чтобы супруги думали не о себе и действовали не ради себя. Аскеты требовали даже запрещения брака, не говоря о том, что они требовали воздержания от общения в браке. Об этом – в 5 и 6 стихе. Здесь он много о воздержании не говорит.
5-6 стихи: "Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление".
Итак, Павел им дозволяет уклоняться, т.е. воздерживаться, но с тремя ограничениями:
1. взаимное согласие;
2. ограниченность во времени;
3. свобода для молитвы.
Ни в коем случае нельзя принуждать к аскезе. И здесь снова муж и жена ставятся в равные условия. Павел добавляет, что всё это – лишь уступка, дозволение, а вовсе не заповедь (не повеление). В такой тонкой области, как супружеская жизнь, Павел не желает регламентировать. Сам же Павел однозначно предпочитает безбрачие:
7 стих: "Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе".
Но для него безбрачие не абсолютно, жить безбрачно – это особая харизма – дарование от Бога, а потому нельзя делать безбрачие законом для всех, существует многообразие для осуществления христианского начала – одни в браке его осуществляют, другие – в безбрачии, каждый должен идти тем путем, который соразмерен возможностям, дарованиям. Безбрачие здесь Павел называет "харизмой" и высказывает свою центральную мысль – харизма всегда от Бога для созидания (РБ – "назидания"), т.е. устроения, совершенствования Церкви. Харизма – это всегда служение другим. Павел говорит о браке без особого энтузиазма, но следует обратить внимание на ту ситуацию, в которой он пишет. 7,2 нельзя заострять, как если бы Павел видел единственную цель брака в избежании блуда. Напротив, против ригористов Павел трезво показывает границы человеческих возможностей. Он отвергает аскетические крайности, потому что они переоценивают человека, требуют от него слишком многого. Павел убежден в равном положении мужа и жены, и обоим им он придает равные права и обязанности, а в его окружении всё это было далеко не так.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.