1-е послание к Коринфянам (Конспект лекций по Новому Завету), страница 78

Элементы Трапезы Господней содержат замечательную символику, не говоря о том, что мы рассуждали, что такое "тело" (Сам Господь) – это не просто куски мяса, а живой воскресший Господь во всем Его составе, так же как "кровь" – это Господь во всем Его составе, т.к. это сокращенное от "плоть и кровь" – это выражение человека в его объективности. В данном случае "кровь" намекает ещё на договор, на Новый Завет, пророчески возвещенный Иеремией. "В Моей Крови" (evn tw/| evmw/| ai[mati) или просто "в Крови" предлог "evn" является "evn instrumentalis", и у нас лучше было бы перевести либо парафрастично, либо творительным падежом: Завет, заключенный Моею Кровью, потому что всякий Завет, всякий договор заключался с помощью крови (например, побратимство, государственные договора). Так что упоминание о крови имеет двойной смысл. С одной стороны, это жертва Господня, с другой стороны, это Сам Господь, с другой стороны, это собственно Кровь, которой заключается договор.

"Тело" – ещё одно важное значение. Это не только "человек" в его объективной данности, но так же называлась жертва. Это довольно редко встречается в НЗ, только один раз в послании к Евреям, но в ВЗ довольно часто. Животное, возлагаемое на алтарь, называлось "тело". "Тело уготовал вам" – говорит Иисус в послании к Евреям (имеется ввиду крестная жертва).

Но замечательны и материальные прообразы этой жертвы, материальная её субстанция. Хлеб – основной элемент ежедневного питания. Вино – напиток радости (веселит сердце человека), всегда являлось символом эсхатологического пира. Хлеб и вино становятся знаками, знамения присутствия вознесшегося Господа, Который не оставляет Свою Церковь в повседневной жизни. Эсхатологическая радость знаменуется и переживается уже сейчас, в радости агапы, собрания, причастия.

Богатые в Коринфе были толстокожими созданиями, они пренебрегали Церковью, унижали бедных. Сами праздновали Трапезу Господню не как Трапезу Господню, а как свою трапезу: каждый спешит съесть то, что он принес, своё "собственное", хотя ничего собственного за трапезой Господней быть не может, ибо Господь – хозяин Трапезы. Так что, празднуя Трапезу Господню, они отказывали бедным в уважении, чем отказывали в господстве Самому Господу.

Слова Павла должны доходить и до нас сегодня. В нашей нынешней церковной жизни, в нашей Евхаристии мы постоянно делаем то, против чего предупреждает здесь апостол Павел. Мы спокойно созерцаем в церковном обществе разительные различия в материальном состоянии людей. Одни сытые и богатые, другие голодные и бедные. Когда это происходит во внешнем мире, это само собой разумеется, но такое социальное разделение всегда есть вызов христианству – мы мало обращаем внимание на это, и благотворительность, которую некоторые из нас проявляют, этому мало помогает, потому что не существует истинного евхаристического общения между людьми, это стало для нас собрание для не более, чем молитвенного предстояния, даже не молитвенного общения. Т.е. недостоинство причастия нас сопровождает постоянно и вовсе не в том смысле, в каком большинство наших прихожан полагают (не попостился или кого-то оскорбил – я недостоин).

IX. О дарах духовных (12-14 главы)