1-е послание к Коринфянам (Конспект лекций по Новому Завету), страница 80

Апостол Павел хочет сказать, что подлинность религиозного опыта гарантирует не экстаз сам по себе, но его содержание, содержание этого опыта. То, что некто может познать Иисуса Христа во всей глубине как Господа, есть дар, действие Духа Божия, т.е. благодать. Исповедать Иисуса Господом (не просто на словах, а здесь "исповедать", "помнить", "сказать" – это сущностные, онтологические действия), который становится в тебе твоей жизненной силой, есть знак того, что здесь действует Дух Божий. Практика этого исповедания, сохранения этого исповедания каждый день в повседневной жизни – это гораздо больше, чем моментальное вдохновение, которое преходяще.

б) Даров много, Дух один (12,4-11)

3 параллельных предложения (4-6):

дары различны – Дух один служения различны – Господь один действия различны – Бог один.

Дары даются Духом, где есть служения, там есть Господин, Господь, где есть энергия, действие, всякое действие исходит от Бога-Отца. Всё это завершается высказыванием: "производящий все во всех" – Бог производит всё во всем.

Различные дары благодати – подарок от Бога. В этом трехчленном периоде (4-6 стихи) уже звучат тринитарные представления: Дух, Господь, Бог. Эта троичность характерна для апостола Павла довольно часто. Например, она отражается в 13,13 – в трех дарах: вера, надежда, любовь. Вера – как дар Духа, надежда – на Господа, любовь Отца.

Наряду с даровым характером харизм, Павел далее высказывает важное положение: харизмы даруются каждому на пользу всей Церкви. Следует перечисление основных даров благодати с 8 по 10 стих. Список снова заканчивается высказыванием, что все различные дарования исходят от одного и того же Духа, т.е. они равноценны.

Понятие "харизма" ввел в богословский язык апостол Павел. Повод для этого дали извращенные представления коринфян о действиях Духа. В Церкви бытовал немного другой термин: "pneumatika," (12,1) – духовные действия, духовные проявления. Коринфяне именно так называли глоссолалии, пророчества. Павел избегает говорить "pneumatika,", а вместо этого часто говорит: "cari,smata", т.е. благодатные дары от "ca,rij" – благодать, а "ca,risma" – результат благодати. При этом, Павлу представляются важными 2 мысли:

1. Харизма – это всегда дар, подарок, он незаслужен, он свободен, зависит только от Бога, кому хочет Бог, тому дает, и сколько хочет, столько дает, поэтому исключается всякое высокомерие, всякая гордыня. Соразмерная реакция – только евхаристия – благодарность, а вовсе не хвастовство, не демонстрация своих способностей.

2. Харизма даруется одному ради других, т.е. на пользу Церкви, следовательно, должна служить созиданию или усовершенствованию Церкви ("икономи,я"). Эта мысль красной нитью проходит через эти главы.

Харизма каждому дается персонально, каждый принимает свою собственную харизму, но отдельный человек – член общества христиан, должен сделать свою харизму плодоносной для общества, и только тогда она обретает свой смысл. Здесь Павел приводит разные харизмы, точное различение их иногда сложно. В начале он дает: дары, служения, действия. В 7-м стихе он говорит о проявлении или откровении Духа, очевидно, это какое-то родовое понятие.

Список харизм в 8-10 надо понимать как приблизительные примеры. Павел перечисляет лишь некоторые харизмы, считавшиеся более важными в Коринфе. На этих примерах Павел показывает, как бы ни были различны эти дары, каждый обязан ими Богу, каждый должен быть плодоносным для созидания Церкви.