1-е послание к Коринфянам (Конспект лекций по Новому Завету), страница 73

Павел дипломатично говорит, что слухи могут быть преувеличенными. Но в целом он им верит ("чему отчасти и верю"). Он даже считает, что такие разделения (теперь он их называет "ереси" – "ai`re,seij" – первоначально это просто "разделение", "спор") необходимыми: "надлежит быть разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные". Разделения необходимы, чтобы стало ясно, что в Церкви верен и надежен. "Искусные" – "do,kimoi" (от do,kimoj). Это очень важное слово, часто встречающееся в Библии во многих вариантах. С этим же корнем глагол "doke,w" (в переходном значении "мыслить, рассуждать, предполагать, мнить, думать", отсюда "докеты" – кто лишь мнят плоть Христову, а "на самом деле её нет"; в непереходном значении означает "казаться, быть признанным, иметь репутацию" – и отсюда тоже "докеты"). С этим же корнем глагол "dokima,zw" – "экзаменовать, испытывать, делать опыт" (например, испытывать металл, "искушать" – слав.). Отсюда "do,kimoj" – "опытный, искусный, испытанный, верный". Отсюда "dokimasi,a" – "проверка, опыт, испытание". Итак, искушения необходимы, чтобы стали явны верные и надежные, т.е. те, кто в сложной ситуации испытания в Церкви доказывают свою веру, верность, не поддаются искушению. Итак, ереси, разделения необходимы, чтобы вычленить малое стадо.

Очевидно, под "испытанием" здесь Павел имеет ввиду Суд Божий, который начинается ужей сейчас, и в этом он близок к евангелисту Иоанну. У Иоанна Иисус говорит, что принес не мир, но меч, разделение.

Далее Павел резко и ясно выговаривает Церкви, что её богослужения вообще не заслуживают такого названия: "вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню". За этим выражением стоит уверенность, что собственно Хозяином за Трапезой является Сам Господь (т.е. "Вечеря Господня"). Трапеза Господня осуществлялась в воскресенье ближе к вечеру, скорее всего, в частных домах (домашних церквах) у состоятельных граждан. Соединялась Евхаристия с обычным праздничным ужином – то, что в античности называлось "пир" – обед с приглашением гостей ("симпосион" – попойка, совместная выпивка). Вино играло там если не основную, то значительную роль, потому что развязывало языки, а основным признаком собрания во время ужина была не пища и не выпивка, а разговор, вино же развязывало язык. См. "Пир" Платона и Ксенофонта или Евангелие: Господь приходит в гости к мытарю Матфею, они беседуют, а вокруг фарисеи говорят: что это Он сидит за одним столом с грешникам; откуда взялись фарисеи? они сидели по бокам – в большой комнате происходит пир, и были приглашенные за стол, но входить в комнату мог любой и сидели на ковриках по углам – им не давалось ни пить, ни есть, но они слушали, потому что основным занятием во время пира был разговор; разговаривали лишь мужчины, женщины не допускались до разговоров за редкими исключениями (я не имею ввиду Трапезу Господню, где были общие собрания мужчин и женщин), хотя иногда женщины иногда допускались до трапез (Диотима в "Пире" Платона).

Отсюда мы видим, что состоятельные члены Церкви приходили пораньше, наедались, напивались тем, что они приносили с собой, а более бедные христиане: рабы, рабочие приходили позже, и находили лишь жалкие остатки. Павел возмущен этим обстоятельством. То, что бедные люди даже в праздновании Трапезы Господней должны чувствовать свою зависимость, свою несвободу, свою подчиненность, означает глубокое унижение тех, кто является братьями и сестрами: "пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих", а пренебрежение к Церкви Божией – это пренебрежение к самому Богу, потому что это Церковь Божия.