1-е послание к Коринфянам (Конспект лекций по Новому Завету), страница 20

Распятый, как центр христианской проповеди, говорит о том, что Бог на стороне слабых, угнетенных, всё это имеет последствия для жизни христиан, для тех масштабов, которые действуют в их жизни. Конкретно Павел указывает, что эти следствия сказываются в социальном составе Церкви. Теперь Павел об этом напоминает: немного сильных, слабых, благородных. Из влиятельных в обществе людей в Церковь вошли немногие. Они были, но их было немного: немного мудрых (образованных), сильных (экономически и социально влиятельных людей), благородных (происходящих из видных семейств). Они не совсем отсутствуют в Церкви, это видно из 1Кор. 11 (на агапе собирались и сильные, и благородные, и унижали неимущих). Но бо,льшая часть Церкви состоит из маленьких людей: ремесленники, портовые рабочие, рабы, мелкие торговцы. Павел не называет эти социальные группы прямо, чтобы не обидеть. Он не называет их глупыми, слабыми, неблагородными, он употребляет средний род: "немудрое", "немощное", "незнатное". Всё же, этот средний род может говорить и о другом: высшие слои общества именно в среднем роде отзывались о малых людях. Эти суждения он подвергает основательной богословской критике: именно то, что в глазах других людей слабое, низкое, презренное, избрал Бог. Только в одном месте он прерывает средний род, говоря: "мудрые". Бог избрал "немудрое" (глупое), чтобы посрамить "мудрых" (единственный раз не в среднем роде). Дело в том, что коринфяне называли себя мудрыми. Скорее всего, Павел повторяет это слово, чтобы дать понять коринфянам, как далеко они отдалились от серьёзного восприятия Христа. То, что Церковь, в основном, состоит из влиятельных, бесправных, неимущих людей, на фоне вести о Кресте имеет глубокий смысл: Бог избирает и призывает то, что есть "ничто", Он призывает из ничего, из "mh. o;nta", как некогда творил мир из ничего. Но те, кто считает себя элитой, избранниками, те, кто возвеличивает себя в своей мнимой значимости, хвалится своей мудростью, высоким положением, они упраздняются в своём ничтожестве, точнее даже уничтожаются, отменяются. Почему так? Об этом Павел говорит в 29‑м стихе: "для того, чтобы никакая плоть (т.е. человек) не хвалилась (kauch,shtai) пред Богом", не полагалась на свои преимущества, на свои успехи, чтобы никакая плоть не забывала, что абсолютно всем она обязана Богу. Хвалиться нечем, ничего своего ни у кого нет, кроме его собственного сердца.

Здесь впервые возникает одно из центральных богословских понятий апостола Павла "похвала", "хвалиться": "kau,comai". Хвалиться – полагаться исключительно на себя и на своё. Для Павла это – основной грех человека, это то, что он в других местах называет "жить по плоти". "Плоть" здесь – человеческий мир в его падшем состоянии, в его временности; всякая плоть, как трава (Ис. 40,6). Тем неуместнее позиция самодовольной надменности. Только одному Богу христиане обязаны своим христианским, т.е. вечным бытием: "От Него (evx auvtou/) и вы во Христе Иисусе", это Бог их избрал и призвал в Церковь, это Он сделал их "сущими" – "ta. o;nta", они живут во Христе Иисусе, т.е. в тесном общении с Ним, основанном в Крещении. Его Крест высвечивает истинную премудрость Божию. Это мыслится совершенно исключительно, исключая всякую прочую мудрость; Он один, Который сделался для нас премудрость, т.е. в вечности олицетворенная Премудрость Божия, для нас Он сделался премудростью от Бога (Павел опять подчеркивает инициативу Бога). Это Он взял на Себя инициативу спасения, которая описана тремя центральными для богословия Павла понятиями, здесь они не обсуждаются, лишь упоминаются (обсуждение их в послании к Римлянам). Каждое из этих понятий – праведность, освящение, искупление – содержит полноту вести о Спасении.