1-е послание к Коринфянам (Конспект лекций по Новому Завету), страница 77

"Да испытывает же себя человек". Это самоиспытание нацелено не на собственное нравственное достоинство, но конкретно на уважение, на любовь ко всем и к бедным, в частности. Это уважение с необходимостью вытекает из смысла Трапезы Господней, ибо Трапеза Господня – это воспоминание смерти, самоотдачи, жертвы Иисуса для бедных людей, для всех нас. Невозможно праздновать солидарность Иисуса с людьми и при этом вести себя с ними несолидарно. Это невозможное противоречие есть абсурд и оскорбление Господа: "виновен будет против Тела и Крови Господней", т.е. против Самого Господа.

Мы знаем, что по человеческой слабости большинством в Церкви (т.н. "слабыми христианами") всё это понимается в молекулярно-физическом смысле (тело, кровь). У Павла же это всё в библейском смысле, а не в современном.

В 29 стихе "Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем" под "Телом Господним" понимается не только Евхаристия, но и Тело Церкви. Церковь именно в Трапезе Господней становится Телом Господним, Телом Христовым. Всё это показывает, что обстоятельства в Коринфе абсолютно непереносимы. Церковь её же поведение уличает во лжи. Взгляд веры на Церковь такой. Церковь в своей глубине – это общество людей, которые связаны через жертву Христову так, что все прочие формы человеческого общения преодолеваются. Но практика слишком далека от этого, поэтому Павел считает Церковь больной (оттого многие из вас немощны и больны), она неживая Церковь (такая, какая она есть).

В 30 стихе указывается на случаи болезни и смерти, которые кажутся следствиями и наказаниями за недостойное поведение. Нам это кажется странным и часто неприемлемым. В других местах НЗ, особенно в Евангелии от Иоанна подобные представления начисто отвергаются. Но дело в том, что Павел дальше рассуждает о суде в 31-32 стихах о суде: если бы судили сами себя, то не были бы судимы, но будучи судимы... Павел косвенно упрекает Церковь и настаивает на самопроверке: если бы мы судили сами себя, если Церковь будет критически относиться к себе, судить, критиковать, если будет критически проверять свое поведение, свои установки, если она сделает надлежащие выводы, то сможет избежать суда Божия (вы не были бы судимы). Т.е. болезни и смерти в Церкви Павел понимает как знамения. Любая физическая реальность имеет ещё и аллегорический глубинный смысл – второй смысл здесь – это суд Божий. И этот суд призывает коринфян к сознательности, к покаянию, чтобы избежать окончательного суда. Надо надеяться, что высказывания апостола Павла были правильно поняты.

23.04.99

Вся человеческая жизнь в Церкви есть перманентный суд (kri,sij) Божий, который всегда есть разделение (dia,krisij), поэтому Павел и пишет, что разделения нужны в Церкви, чтобы открылись искусные (т.е. искушенные, кто прошел искушение судным огнем, у кого дело из драгоценного металла – не сгорит, а из соломы – сгорит).

В последних двух стихах Павел устанавливает некоторые правила, чтобы устранить самые плохие непорядки в Коринфе во время Трапезы Господней: следует ждать друг друга, начинать Трапезу вместе, чтобы общность Трапезы была выражена в реальности, чтобы бедные не унижались столь бестактно, как это происходило в Коринфе. Конечно, богатые коринфяне могли говорить: пусть не опаздывают, но это слишком цинично, скорее всего, действовал общий в античности принцип, что больше доставалось устроителю Трапезы. Но языческий обычай – это одно, а христианская любовь – другое. Кто голоден – пусть ест дома – это требование к богатым: они должны есть дома и есть достаточно, чтобы ждать в собрании общей трапезы.

В заключении Павел возвещает свое посещение: прочее устрою, когда приду. Он трезво видит, что предстоят ещё дальнейшие распоряжения.