На фоне эсхатологических ожиданий Павел описывает верную христианскую позицию пятикратным "как не". Так что же, христианин не может серьезно относиться к этому миру? Христианин не должен быть озабочен горестями и удачами этого мира? Павел здесь требует внутренней дистанции по отношении к вещам, которые вовсе не отрицательны: брак, печаль, радость, собственность.
В иудейской апокалиптике требовалось бегство из этого мира, это часто и сейчас встречается – не стоит вовлекаться в судьбы этого мира, который всё равно обреченно движется к своему закату (пессимизм).
Павел далек от этого. Из его посланий мы знаем, насколько он озабочен состоянием своих Церквей и т.д. Дистанция по отношению к миру у него позитивна, имеет место позитивное предзнаменование: "древнее прошло, стало новое" (2Кор. 5,17). Павел ожидает для этого мира, как творения Божия, от Бога же доброго будущего. Он сознаёт, что блага этого мира – не последнее слово, не окончательное, эти блага преходящи. От этого они не перестают быть благами, они просто относительны. Знание об их относительности дает христианину внутреннюю свободу, раскованность – вовсе не отрицательное отношение к благу, а свободу. Такую позицию легко спутать со стоической "автарки,eй", которая была распространена во времена ап. Павла: самодостаточность, незатронутость, мудрость, которая не замечает вокруг себя ничего, ей ничего не нужно. Стоик стремился воздержаться от эмоций: от печали, от боли, от радости – он выше всего этого. Но Павел призывает плакать с плачущими, радоваться с радующимися (Рим. 12,15) и в то же время сознавать бренность этого мира и этой жизни. Лучше говорить даже не о дистанции от мира, а о позиции внутренней свободы от мира.
В Синодальном тексте 33б переведено странно: "Есть разность между замужнею и девицею". В наиболее древних рукописях – в папирусах, в Ватиканском кодексе (a) стоит так: "неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Незамужняя заботится о Господнем...".
Мы видим личное предпочтение Павла безбрачию. Правда, он говорил, что каждый имеет свой дар от Бога, здесь эта корректива как бы уходит из кругозора, позиция Павла соответствует его личному опыту, и отсюда её сложность. Павел возвращается к теме о предстоящих трудностях, о предстоящих эсхатологических бедах. Брачный человек ввиду этих бедствий обременен заботами о супруге, о детях. Здесь акцент смещается на безраздельное служение Господу. Павел снова обращается к мужчинам и женщинам одинаково, формулировки почти параллельны, говорит он резко, односторонне. Павел формулирует некий идеал, а реальность далека от него. Безбрачные могут полностью сконцентрировать на деле Господа, могут, как Павел, направить всю свою энергию и волю на служение Евангелию. Это для него благословляет и обосновывает безбрачную форму жизни, осмысляет безбрачие. Но прав ли Павел по отношению к браку? Брак очень высоко оценивается в Библии. Конечно, любовь к другому человеку может конкурировать с любовью к Богу. Но может быть и наоборот, когда опыт человеческой любви помогает постижению Бога. Кажется, Павел сам чувствовал, что это слишком резкий способ выражения (женатый заботится о мирском, а неженатый о Господнем) – слишком резкая черта часто может оказаться неправильной. Павел чувствует, что он может быть неправильно понят, поэтому он подчеркивает в 35 стихе, что вовсе не хочет наложить на читателей каких-то оков, уз, он только желает лучшего, желает помочь, чтобы они исполняли служение Господу с постоянством, верностью, без отвлечения на сторону.
05.03.99
Совсем туманный синодальный перевод, идущий в традиции старых толкований, которые в настоящее время не выдерживают критики:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.