1-е послание к Коринфянам (Конспект лекций по Новому Завету), страница 67

23.03.99

Согласно Лев. 7,6, священники имели право есть от жертвы. Угощающий – Сам Бог. Эта трапеза, ядение от жертвы устанавливала тесные дружеские отношения между священниками и Богом. "Трапезовать" – всегда выражение личной связи. "Трапезовать перед Богом" – это выражение тесной личной связи с Богом. Свидетельства этому в ВЗ постоянны. Обычно в ВЗ все эти места позволяют видеть, насколько трапезы перед Богом были связаны с радостью, весельем, устанавливали отношение не только с Богом, но и между людьми. Это богослужение. Нынешние богослужения очень далеко отстоят от того, что было нам сообщено в Библии.

Но прямое перенесение всего этого на языческий культ Павел с отвращением отвергает, ведь так называемые боги – ничто, и это полностью соответствует тому, что сказано в 8 главе. "Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?" – т.е. это священники, которые участвуют в общении друг с другом ("причастники").

19-20 стт.: "Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами". Т.е. переносить культ Иерусалимского храма на идольский жертвенник невозможно. Идолов не существует как "богов" по сути, "идоложертвенное" по существу ничего не означает, но за "богами", за культом стоят злые силы – бесы, демоны, это силы антибожественные. Они прячутся за масками красивых "богов", и именно с ними вступают в общение, принимая участие в языческом культе. Затем Павел делает искусный параллелизм:

21 ст.: "Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской". Общение с Господом и общение с бесами исключают друг друга. И в том, и в другом случае возникает реальное общение празднующих: с Господом или с демонами, а это, вне сомнения, несоединимо. При этом, вспоминается ревность Господня:

22 ст.: "Неужели мы решимся раздражать Господа? (букв.: вызывать ревность Господа) Разве мы сильнее Его?"

Здесь Павел переносит ВЗ высказывания о Боге-Ревнителе на Христа. То, что культ языческих богов в действительности культ бесовский, это подготовлено уже ВЗ полемикой с язычеством. Некоторые мысли ап. Павла могут представляться сложными сегодня для принятия.

1.  Имеем ли мы право до такой степени унижать религиозную практику иноверцев? Но у Павла полемика, за полемическими высказываниями стоит большая озабоченность Павла. Церковь может утратить свои христианские черты при слишком беззаботном смешении с языческими элементами. Эта опасность и сегодня ощутима (полемика во ВСЦ между протестантами и православными – один из пунктов – это т.н. "синкретизм"). С одной стороны, можно есть идоложертвенное, но есть ситуации, когда это абсолютно недопустимо.

Злые силы, действующие в язычестве – это реальность.

3. Практические советы (10,23-11,1)

Сначала Павел однозначно строго отмежевывается от жертвенного культа, но следующий отрывок несколько удивляет, он как бы опять возвращается к лозунгам, ранее уже высказанным некоторыми коринфянами: "Всё мне позволительно". Павел трезво ищет практических решений после строгого отказа от культа. 10,1-22 представляется как бы вторгшимся в ткань повествования. Рассуждения о языческом культе кажутся неуместными в практическом разговоре об идоложертвенном, и многие думают, что здесь – отрывок более раннего послания, который был внесен в 1Кор. позднее. Строгая позиция Павла в Коринфе столкнулась с сопротивлением хотя бы потому, что она оказалась трудноисполнимой в повседневной жизни. В последующем послании Павел модифицировал свое мнение в 8 и 10 главе с 23 стиха. Более ранний отрывок – 10,1-22, а более поздние – 7 глава и 10,23 и далее. Эта привлекательная гипотеза признаётся далеко не всеми. Противоречия внутри текста можно снять и без таких гипотез.