1-е послание к Коринфянам (Конспект лекций по Новому Завету), страница 52

4. О безбрачии (7,25-35)

а) Предпочтение безбрачия (7,25-28)

Павел в своих принципиальных рассуждениях имеет ввиду конкретные вопросы коринфян. Он отвечает на вопросы относительно девства, частично передает мнения, которые бытовали в Церкви. Церковь спрашивала: "что делать безбрачным" (parqe,noi – девственники, одно и то же слово женского и мужеского рода, т.е. подразумевает и юношей, и девушек). Имеют ли они право вступать в брак или должны оставаться безбрачными? Очевидно, что некоторые ревнители в Коринфе придерживались мнения, что жениться грех. Отсюда эти странные формулировки в 28 стихе: "Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит".

26 стих несколько неудачный: "По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так", он намекает на то, что в Коринфе требование не жениться мотивировали предстоящими трудностями – "настоящая нужда", лучше сказать: "предстоящие трудности".

Павел не может сослаться ни на какое слово Господа, тем не менее, он считает свой совет весьма авторитетным, его апостольское дело – дар благодати Божией: "а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным".

Совет не жениться ориентируется не на требования воздержания, а эсхатологически. Павел ожидает близкий конец (29-31 стих об этом будут говорить), а предшествуют концу трудности, гонения. Так считали все ранние христиане и иудеи. В иудаизме того времени тоже считалось, что брак – это дополнительное бремя, бедствие (к бедствию в эсхатологическом смысле – как трудность – относили и брак). Брак – это всегда подвиг, он всегда труден.

Сирийский апокалипсис Варуха (ок.70): "Женихи, не входите в брачный покой, девы, оставьте украшение ваших венков, жены, не молитесь о благословенном материнстве. Ради чего вам до сих пор рожать в муках? Для того лишь, чтобы с воплями хоронить?"

Совет Павла очень дифференцирован, трезв: хорошо, уместно оставаться безбрачными ввиду близкого конца, но отсюда Павел не делает ничего обязывающего, никаких предписаний, Павел вообще против ригоризма. Он твердо постановляет, что существующий брак не должен расторгаться, и однозначно выступает против мнения, что вступать в брак – грех. Хотя он согласен с эсхатологической мотивацией коринфян, он четко избегает аскетических крайностей.

б) Близкий конец (7,29-31)

Павел от частных вопросах переходит к богословским обобщениям, возникают новые этические проблемы, он не может сослаться на какой-то уже готовый написанный катихизис и всё освящает в свете важных положений веры. Отсюда он пытается прийти к каким-то предписаниям и ответственным заповедям. Отрывок начинается и оканчивается ссылкой на краткость времени: "время коротко" (o` kairo.j sunestalme,noj evsti,n – правильнее "срок близок"). Есть время "хронос", а есть "kairo.j" – это не время, а назначенный срок, у нас, как правило, тоже переводят "время". В любом случае, здесь говорится, что мир скоро кончится. Заблуждается ли Павел относительно близкого конца? И да, и нет. Это близкое ожидание "парусии" вызывало несколько обостренные чувства, перспектива была, безусловно, укорочена, но, в принципе, это ожидание справедливо, ведь, этот мир в любом случае невечен, как невечен и мой личный мир, а нам другого мира не дано, как нашего собственного мира, и с человеком кончается его мир. Каждый мир неудержимо бежит к своему концу. А если воспринимать мир объективно, через какие-то столетия или тысячелетия он тоже закончится. Знание о бренности, о непостоянстве мира может уберечь от идолов века сего, от того, чтобы абсолютизировать вещи бренные, преходящие, прилепляться к ним как к непреходящим ценностям, а ведь идолами может стать всё, что угодно, начиная от истуканов, деревьев, гор, облаков и планет (это уж совсем примитивно) и кончая общепризнанными идолами, как культура, политика, искусство, деньги, пристрастия, собственное "Я", дети, родители, церковь (суеверный подход к церкви) – идолов может быть сколько угодно.