1-е послание к Коринфянам (Конспект лекций по Новому Завету), страница 65

6 ст.: "Это были образы (tu,poi) для нас". Слово "tu,poi" – "прообразы", "предызображения". Это так называемая "типологическая экзегеза". Здесь Павел относит события в пустыне к коринфянам и предостерегает их от подражания отцам. При этом, он переходит к 1-му лицу мн.ч.: "мы", частично себя включая в их число. Предложение "чтобы мы не были похотливы на злое" означает "не желайте зла". Вероятно, это относится к тоске по египетским горшкам с мясом (Исх. 16,1‑4). В 7‑м стихе упоминается идолослужение. Павел цитирует Исх. 32,6 – историю с золотым тельцом: "народ сел есть и пить, и встал играть". 8‑й стих – предостережение от блуда: "в один день погибло их двадцать три тысячи" (Числ. 25,1‑9). В Числ 25,9 сказано, что погибло 24.000, но Павел цитирует по памяти. Павел здесь намекает на демонстративное участие "сильных" в языческих культовых трапезах. Принимая участие в трапезах язычников, коринфяне испытывают терпение Божие, поэтому он пишет: "не искушайте Христа". Они бросают вызов Господу. Павел снова вспоминает участь пустынного поколения, которое восстало против Бога и погибло от змей (Числ. 21,5). В 10 стихе – "ропот": "некоторые из них роптали и погибли от истребителя (ovloqreutou/)". Истребитель – это посланный Богом ангел суда и наказания. Здесь обыгрывается Числ. 17,6‑15 – речь идет об эпидемии, когда умерло много людей "из числа ропщущих".

Эти примеры снова устремляются к какому-то резюме: "Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков" (11 ст.), т.е. Павел напоминает прошлое истории ради современности. Ссылка на типы, на образы, прототипы объемлет этот отрывок в 6 и 11 стихе. Всё было написано для предостережения грядущим поколениям. Павел приводит эти устрашающие примеры, чтобы коринфяне не покоились в ложной безопасности. Таинства не гарантируют спасения, они – не автоматы. Это увещание для Коринфской Церкви имело очень большое значение, ведь, они были уверены, что они живут в последние времена, в конце времен. "Мы достигли последних веков", – пишет в 11 стихе Павел, значит, "время коротко". Сейчас мало кто из нас думает, что скоро конец, но всегда остается справедливым утверждение, что отмеренное нам время жизни всегда ограничено, следовательно ограничено время нашего решения.

В 12-13 стихах Павел делает резюме: "Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть. Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести". Это увещание (берегитесь), утешительное заверение (даст облегчение Господь), т.е. Павел снова обращается к слушателям в Коринфе. Они думают, что обладают премудростью, а в реальности придерживаются детского магического взгляда на Крещение и Причастие. Коринфяне думали, что они крепко стоят в вере, но именно такая самоуверенность грозит падению (берегись, чтобы не упасть). Крещение и Причастие дают личную близость к Иисусу Христу, но эта близость в повседневности должна снова и снова подтверждаться. Каждый из христиан в той или иной степени совершенен, это понятно. С одной стороны, Павел считает совершенными всех христиан, и под "совершенными" он понимает людей, вставших на истинный путь к цели. Мы разбирали слово "совершенный", это очень важное понятие для Павла: "teleo,tij" от слова "te,loj" – цель. Совершенный – это целенаправленный, целесообразный, имеющий цель или смысл жизни. Именно в этом плане Сократ у Платона испрашивает: что совершеннее: горшок на печке или прекрасная статуя Афродиты. Платон, конечно, говорит, что Афродита совершеннее, а Сократ говорит, что горшок гораздо совершеннее Афродиты, потому что служит своей цели исправно, а она непонятно, что делает в этом углу, потому что здесь даже жертвенника нет, и никто здесь ей не поклоняется и т.д. Христианин – это человек, который встал на путь, в отличие от грешника, который совершает (a`marti,a) – "промах мимо цели", что у нас переводится "грех". А христианин – это тот, кто направлен к цели, но он ещё только в начале пути, он ещё не достиг её. Некоторые коринфяне считали, что они уже в Царствии Божием, что они уже совершенные в смысле "достигшие цели", Павел говорит, что "вы совершенны" только в том смысле, что встали на путь к цели. Поэтому существуют степени совершенства: "вы ещё младенцы во Христе", "вы ещё плотские", хотя "уже совершенные".