1-е послание к Коринфянам (Конспект лекций по Новому Завету), страница 21

"Праведность", лучше "правда" (слав.). – "dikaiosu,nh" Павел использует не в нашем сегодняшнем смысле "справедливость, правда, праведность". Современная семантика далека от того, что использует апостол Павел. У нас "правда" – нечто подобное "истине", как противопоставление лжи. "Праведность" для нас – "благочестие", "справедливость" – это что‑то подобное юстиции (око за око, зуб за зуб). У Павла ничего подобного нет. Павел имеет ввиду правду Божию. Правда Божия – это верность Бога словам Своих обетований. Бог обещал ещё Аврааму спасение (в тебе благословятся все народы). Благословение Божие, наследство вечной жизни человека грешного никак не может достичь. Вроде бы Бог обещал, но какими путями это может достаться человеку, который не может исполнить закона Божия, который неправеден перед Богом, ведь, правда – это всегда верность договору (договор Божий заключался в обетованиях Божиих). Бог верен, а человек неверен, поэтому верность Божия не могла осуществиться. Правда Божия, вроде бы, абстрактно существует, но осуществиться не могла, и это был парадокс ВЗ‑й религии: как может быть Бог верен, если Он не может спасти человека? приблизить к Себе можно только святого человека, а человек после Адама грешен. Только в Иисусе Христе чудесным образом Бог осуществляет, наконец, Свою правду, показывает, как Он остаётся верным Своим обетованиям. Иисус Христос стал для нас воплощенной правдой, верностью Божией.

Правда может означать и правду человеческую, т.е. правильное отношение человека к Богу, на основании которого человек может устоять на суде Божием. Мысль апостола Павла: человек может устоять на суде перед Богом не на основании своих дел, своего совершенства, своих достижений, но только потому, что Бог его незаслуженно одарил, принял его. Праведность – это не заслуга, но исключительно дар Божий во Христе.

13.11.98

Итак, хвалиться нечем, потому что Бог избирает то, что в глазах мира по масштабам мира "немудрое" – "глупое".

Слово "праведность", "правда" Павел использует не в нашем смысле – не в юридическом, не социальном, а имеет в виду то правильное отношение к Богу. В библейском смысле "dikaiosu,nh" может принадлежать только Богу, правда только у Бога, а человек всегда не прав, не праведен. Правда, понимаемая как верность союзу, верность Завету, верность слову обетования. Слово Божие крепко – Он праведен.

В чем выражается правда Божия? В подлинном смысле правда – исполнение обетования (было обетование спасения, благословения, вечной жизни, которое было дано ещё Аврааму – в тебе благословятся все язычники), и она никак не выражалась до сих пор, т.е. каждый иудей был уверен, что Бог праведен, но правда эта не может себя реализовать из‑за того, что люди неправедны, т.е. слово обетование было дано Богом, но оно не исполняется – все люди, по-прежнему, уверены, что они умрут, в воскресение веровали не все иудеи, все люди остаются грешными, никто не стяжает этой вечной жизни, блаженства, этого "шалома", примирения с Богом. И только в Иисусе Христе правда Божия нашла себе реализацию, она осуществилась в Воскресении Христовом, и теперь эта правда Божия уделяется нам, она воплощается на нас, но начальником этой правды, началом этой правды воплощенной становится Иисус Христос Воскресший – в Иисусе Христе реализовалась правда. Это одно из центральных понятий апостола Павла – правда Божия, выраженная во Христе Иисусе и т.о. уделенная нам, мы становимся причастниками воплощенной правды, реализованного обетования. Павел уделяет этому понятию бо,льшее понятие в послании к Римлянам, а здесь говорит об этом вскользь.

Итак, Иисус Христос сделался нашей правдою, стал нашим освящением (a`giasmo.j). Освящение значит близость к Богу. До тех пор, пока тварь осквернена грехом, этот грех означает удаленность от Бога, а святость – это близость к Богу, освящение – процесс приближения к Богу, тесное общение с ним. Это дар Божий во Христе Иисусе, об этом говорилось ещё в прескрипте (1,2: "освященным во Христе Иисусе, призванным святым").