1-е послание к Коринфянам (Конспект лекций по Новому Завету), страница 79

Эти три главы очень тесно связаны между собой. Павел начинает разговор о дальнейших нестроениях в Коринфской практике богослужения. В Церкви была некоторая группа, возможно этих людей было много, которые во время богослужения регулярно впадали в религиозный экстаз (e;xtasij – исступление, выхождение из себя). Эти люди бормотали или пели, или прищелкивали языком некие непонятные ритмические повторяемые слова, слоги, звуки, что-то восклицали. С глубокой древности считалось, что это – особый опыт переживания близости Божества (или языческого, или Единого Бога), это вводило людей в состояние, близкое к трансу, к опьянению (14 глава) – так называемое языкоговорение, глоссолалия. Этих языкоговорунов в Церкви очень уважали. Но они и сами считали себя особенными и свысока смотрели на прочих христиан. Павел в этих главах вводит замечательный образ Церкви как Тела, состоящего из различных членов. Таким образом он пытается группу экстатиков привязать к Телу. Он вполне согласен с экстазом, допускает его, не осуждает их, но решительно противится их переоценке. В этой связи в своё послание он вводит т.н. "гимн любви" – 13 главу. Многообразие в Церкви – это великое богатство, но до тех пор, пока всё это многообразие интегрируется чем-то единым. Там, где многообразие вырождается в индивидуализм и эгоизм, там создается угроза разрушения, а не созидания Церкви.

1. Церковь как Тело (12,1-31)

а) Исповедание "Господь Иисус" (12,1-3)

1 ст.: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных (tw/n pneumatikw/n)". Эта формулировка (подчеркнуто) всегда у Павла говорит о том, что тема запрошена самими коринфянами, это вопрос в Коринфе. Слово "ta. pneumatika," ("духовная" – ср.р., мн.ч.) – это действия Духа Святого. С некоторых пор коринфяне стали находить несколько обременительным поведение пневматиков. Эти пневматики представляли собой некие элитарные течения (духовные). Мы уже встречались с ними в 3,1 (не мог говорить с вами, как с духовными). Они были высокопарны, обладали повышенной самооценкой, но они-то и нуждались в поучении. Апостол должен устранить их неведение.

2 ст.: "Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас". Здесь эти "духовные" получают горькую пилюлю – Павел напоминает языкохристианам их совсем недавнее языческое прошлое. Безгласные, немые идолы часто появляются в ВЗ полемике – это образ бессилия языческих богов, их рукотворных изображений. Коринфяне некогда были очарованы экстатическими культами. В городе царствовало множество языческих празднеств, фестивалей, процессий, например, праздник Диониса, когда участники погружались в дурман, в экстаз. Павел между строк напоминает коринфянам, что экстаз, трепет, восторг сами по себе двусмысленны. Что это: опыт присутствия Духа Святого или прелесть? Может быть и то, и другое. Внешне не отличишь: и там, и там дергаются, закатывают глаза, прыгают, крутятся, что-то произносят, падают на землю. По-видимому, с этим связан и 3-й стих:

3 ст.: "Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым".

Этот стих достаточно спорен и загадочен. Возможно, в Коринфе, действительно, произносились проклятия Иисусу, например, в кругах, затронутых гносисом. Дело в том, что Иисус – это земное имя, это Человек. "Господь" – это небесный     Христос, Иисус только после вознесения обрел имя "Господь" (Флп.). В некоторых круга считали земного Иисуса лишенным какого бы то ни было значения. Они концентрировали свою религиозность исключительно на небесном Христе, т.е. на Господе. Их не интересовал земной Иисус, Он – анафема, – говорили они – в Церкви – Господь. Следы такой установки уже встречались в отвержении слова крестного или 4,8: вы уже в Царстве Божием, уже не хотите знать ни Креста, ни земного Иисуса с Его страданиями, вы уже все "в Господе". Может быть, такое выражение об анафеме Павел придумал сам, чтобы обратить внимание коринфян на следствиях их принципиальных религиозных установок (может быть, они так и не произносили, но это – предполагаемое следствие). Тогда "Иисус – анафема" Павел сформулировал в контраст с церковным исповеданием "Иисус – Господь" (или Господь – Иисус), где отождествлялся Иисус земной с Господом небесным, т.е. утверждалось подлинное воплощение и прославление плоти человеческой. Это крещальное исповедание: Господь – Иисус. В языкохристианских Церквах это исповедание Иисуса Господом появилось на месте иудеохристианского исповедания Иисус – Христос, т.е. Иисус – Мессия.