1-е послание к Коринфянам (Конспект лекций по Новому Завету), страница 76

Слово "кровь". Семитское словоупотребление обычно "плоть и кровь", но иногда говорилось просто "плоть", и иногда говорилось просто "кровь". Но в данном контексте слово "кровь" – это сокращение полного обозначения "плоть и кровь". Т.е. это тоже человек во всех его аспектах. Иисус говорит, что Он, Сам Господь дарует Себя Самого в хлебе и в вине. Конечно, более поздняя герменевтика усматривает различия между хлебом и вином, под хлебом понимается материальное тело как таковое, как будто бы лишенное крови (что нелепость), под вином понимается собственно кровь, истекшая из тела. В древней традиции, которая частично отражена в старой римской практике причащения только хлебом, это разделение меньше заметно, нежели в более поздней византийской традиции. Но первоначально и то, и другое в библейском смысле означает "человек" – и хлеб – Иисус Христос, Господь, и вино – тоже Иисус Христос, Господь. Таким образом, самоотдача Иисуса в смерти, Его жертва в трапезе Господней становится присутствующей и живой. Не то, чтобы она воспроизводится, но она актуализируется, ибо повторяться она не может, об этом свидетельствует НЗ в послании к Евреям – жертва единократна, она не может повториться, она единократная и постоянно присутствующая, вечная, она просто может являться. Празднующие становятся сотрапезниками Господа, Который дарует им Самого Себя, Он приносит Себя в жертву ради сидящих с ним за одним столом. Т.е. эти слова можно было бы пересказать так: "Я отдаю Себя Самого со всем, что у Меня есть для вас, вам, за вас. Я буду полностью присутствовать среди вас, буду близким вам".

Уже в 10,17 добавлено ещё одно важное следствие: связь со Христом связывает также и нас, празднующих. Все становятся одним телом. Т.е. люди так тесно связаны друг с другом, как если бы были устранены телесные границы, как если бы они составляли одного человека, одно тело. Эта традиция предполагает, что символическое действие над чашей совершалось после ужина. Между двумя этими символическими действиями – благословением хлеба и вина – располагалась собственно трапеза. В Церкви в Коринфе, а также у Матфея и Марка, оба действия помещены в конец ужина и объединились.

Как и у Луки, у Павла речь идет о новом Завете – очевидный намек на Иер. 31,34. Т.е. жертва Иисуса – основание нового окончательного нерушимого союза с Богом. Другие тексты НЗ указывают на ещё один смысл Евхаристии: в Евхаристии происходит общение именно с воскресшим Господом (Лк. 24,28‑31; 36‑43; Ин. 21,12‑13). Т.е. в хлебе и вине своим ученикам, Своим последователям дарует Себя воскресший и вознесшийся Господь. На это Павел указывает, дважды повторяя слово "Господь", которое у него означает "Господь вознесшийся, Господь в славе". Если Павел не подчеркивает этот аспект слишком, то делает это, вероятно, ради дистанции от коринфских мечтателей, которые полагали, что уже живут в новой реальности воскресения. Они пытались перепрыгнуть крест, и именно из-за этих людей Павел присоединяет свое собственное толкование в 26 стихе. Он говорит: "Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, пока он придет". Т.е. Трапеза Господня – возвещение смерти Господа до времени Его пришествия. Совершенство ещё предстоит. В Трапезе Господней Церковь встречает Воскресшего, Который прошел через смерть, трапеза дарует общение с Ним в предварительности, в ограниченности этой жизни, в которой ещё следует пройти через смерть.

в) Правила (11,27-34)

Павел переходит к тем нетерпимым обстоятельствам Трапезы Господней в Коринфе. Предание о Тайной Вечери Он цитировал только ради того, чтобы теперь показать, что же надо делать. Под недостойным принятием Трапезы Господней Павел понимает не индивидуальное недостоинство отдельного христианина (так это место часто понимается в душепопечении), хотя и душепопечительная герменевтика важна. Но Павел думает о невнимании, об отсутствии любви и солидарности богатых в Коринфе, об эгоизме, о занятости только собой. Тот, кто унижает бедных, согрешает против Самого Господа, так как эти "бедные" – братья и сестры, за которых умер Господь.