1-е послание к Коринфянам (Конспект лекций по Новому Завету), страница 8

Исцеление по-гречески от слова «целый» – «so-oj» или «sw/j». Отсюда «swthri,a» – спасение, исцеление от болезни греха, ограниченности, несвободности. Спаситель – целитель. То же самое во всех языках. В английском «целый» – «whole», «целить» – «heal», «святой» – «holy». По-немецки «целить» – «heilen», исцеление, спасение – «Heil», святой – «heilig», спаситель – «Heiland». Именно это значение имеет в еврейском языке слово «шалом» – восстановление целостности, здравия во всеобъемлющем смысле. Отсюда «шалом» означает и «спасение», что на греческий переводится как «мир» – «eivrh,nh», что составляет лишь маленькую толику значения слова «шалом». «Благодать и мир» – это выражение глубокой симпатии, которая связывает Павла с Коринфской Церковью. Бог, как источник этих благ, – Отец и Павла, и Церкви – общий Отец – «avpo. qeou/ patro.j h`mw/n». Само собой разумеется, апостол Павел называет и имя Господа Иисуса Христа: «kai. kuri,ou VIhsou/ Cristou/». Иисус Христос после Своего воскресения, вознесенный к Отцу, присутствует на богослужении, ожидается в «парусии», Он – Господин Церкви, именно на Него направлена вся надежда христиан, этому Господу принадлежит Павел и вся Церковь и в своей жизни, и в своей смерти. Всё это определяет не только чувство глубокой уверенности, надежности, но несет в себе и понятие обязанности – поскольку у нас есть Господин, мы обязаны по отношению к нему, мы обязаны ответить на Его господство и на Его благодать, мы обязаны к соответствующему поведению и жизненной позиции. Именно на этих обязанностях впоследствии Павел останавливается в своем послании.

«Церковь Божия». Раньше Церковь Бога – синагога, конкретная община, теперь же Церковь Бога – некая величина, которая гораздо шире, чем община. При этом, под Церковью он отнюдь не мыслит формальную организацию, как сейчас некоторые используют это слово («...а что Церковь думает о Григории Распутине»?). Для Павла Церковь – это не папа Римский с собранием кардиналов, не собор епископов, не должностная Церковь. На Западе и частично у нас существовал лозунг, особенно в 60-е годы: «Христос – да, Церковь – нет», т.е. не хотим мы принадлежать к такой косной организации, которая лишает человека свободы. Церковь Божия для Павла одновременно и маленькая местная община (здесь в Коринфе), где люди просто живут совместной жизнью, собираются на богослужение, хорошо знают друг друга, поддерживают друг друга в вере, носят бремена друг друга, часто ссорятся, дерутся, судятся – семья. Но он знает и о связи этой маленькой общины со всеми другими общинами, которые тоже составляют единую мистическую Церковь как Тело Христово. Мы не имеем права исторически идеализировать исторические условия существования ранней Церкви: «тогда‑то была Церковь и истинные христиане»! В послании мы увидим, какие трещины, расколы давала эта первая языко-христианская община в Коринфе, какие неприятности доставляли друг другу эти люди. Несмотря на все недоразумения, Павел называет эту общину в Коринфе Церковью Божией. Несмотря на их греховную жизнь, он называет коринфских христиан «освященными во Христе Иисусе, святыми». Павел вовсе не фантазирует, как это делают фундаменталисты-лютеране, о какой‑то безупречной Церкви чистых – это сектантский взгляд. Павел очень трезво видит, что в реальной исторической Церкви очень многое идет вкривь и вкось, тем не менее, Павлу достает внутренней силы и зрелости за всеми раздорами, спорами, соблазнами видеть более глубокую реальность. Эта община, в которой проявляется так много человеческих слабостей, – Церковь Божия. Эти люди, такие непоследовательные, такие злые, слабые, – призваны Богом. Эти люди, такие эгоистичные и грубые, – они святые. Для нас это вопрос вопросов! Служит уроком обратить наш взгляд от соблазнительных внешних проявлений к глубинной мистической сущности, которую мы исповедуем в Символе веры: во едину святую соборную и апостольскую Церковь. Мы не видим её единой, святой, соборной и апостольской, но мы веруем так и исповедуем.