Отец всегда уникален, не может быть много отцов – т.е. уникальность отношения Павла к Церкви в Коринфе – он Церкви обеспечил вхождение в Евангелие, и для него это обосновывает духовное отцовство и авторитет, к тому же он осознает себя ответственным за Церковь. Как же высказывание: "Никого не называйте отцом"? Это требует экзегезы. ИХ говорит об уникальном отношения к Богу, что выражается в нашем собственном бытии. Земной физический отец – и его бытие, и его зачатие меня тоже зависело от Бога. Гал. 4,19 и 1Фес. 2,7 – образ матери (в муках рождения и мать-кормилица). Всех других действующих в Церкви он называет "наставники" (РБ), но Павел называет слово "педагог" – детоводитель – это несколько презрительное обозначение: "тьмы детоводителей" (10.000). "Педагог" тогда было оскорбительное понятие, это не наставник, не воспитатель юношества в сегодняшнем смысле, а это старые необразованные серые рабы, которые ни на что уже негодны по своей старости и неумелости. Единственное, что они могли – это обуздывать молодых людей в свободе, приводить ребенка в школу и забирать его назад домой. Павел называет своих соработников (Аполлос и др.) детоводителями во Христе. От прочих благовестников Павел однозначно себя отделяет: пусть они соработники, но он – основатель. Даже в качестве отца Церкви Павел остается слугой Церкви, на это указывает добавленное "родил вас во Христе Иисусе". Павел, как основатель Церкви, претендует на особый авторитет, и именно своим авторитетом он хочет очистить коринфян от их нелепой партийной разделенности.
Увещание к подражанию находится только в посланиях тем Церквам, которые основал сам Павел. В послании к Римлянам, например, призыва к подражанию нет. Подражание – это заключение к 4,6‑13, где говорится о злоключениях Павла. Подражайте мне имеет ввиду эти особенности его существования и замыкает весь раздел от 1,10 – снова "умоляю вас". Для нас слово "подражание" не совсем приятно mi,misij. Для нас подражают клоуны, животные, попугаи, подражают плохим обычаям, а хороших "берут за образец". Но в древнем мире в этике учительства понятие подражания было самым важным. Это означало не слепое копирование, обезьяничение, а выучка с уважением к учителю: стать как он и передать дальше, весь процесс предания назывался "подражанием". Поэтому не существовало проблем с псевдоэпиграфическими сочинениями – сотни сочинений Гиппократа, Эскулапа, Апокалипсисы Еноха, Адама и др. Никакого смущения это не вызывало, потому что всё это очень гармонично входило в процесс подражания. Павел здесь делает другой акцент – коринфяне должны подражать не высоким добродетелям, но его незначительной умаленной жизни под знаком Креста. Павел не добивается признания собственной личности, партии Павла, но призывает коринфян, чтобы они извлекли следствия из вести о Кресте; сам апостол ориентируется на Крест, и они должны себя соизмерять по образцу страдающего апостола. Павел не желает блистать, не выставляет себя вперед, но не желает знать ничего. Кроме Иисуса распятого.
В 1Кор. 11,1: "будьте подражателями мне, как я Христу". Отсюда проникло "как я Христу" в 4,16.
Тимофей в миссионерской команде Павла – очень важная личность, Павел подчеркивает его верность: "от домостроителей надо, чтобы каждый оказался верным", и здесь: "он верный в Господе сын". Рекомендация Павла должна обеспечить ему хороший прием в Коринфе. Задача Тимофея – напомнить Церкви основные распоряжения апостола, "напомнить пути мои во Христе Иисусе". "Путь" – ВЗ выражение – а) нравственные заповеди; б) исполнение заповедей. Это те пути, по которым идет сам апостол – во Христе Иисусе. Речь идет не об общих нравственных принципах, но конкретно о жизненно важных практически необходимых следствиях серьезного принятия Христа как Распятого. Возможно, здесь снова намек на подражание жизни апостола. Павел этим путям учит не только здесь, но во всех Церквам, эти принципы превосходят коринфскую ситуацию и имеют универсальную значимость.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.