Церковь в Коринфе была относительно великой, при том, что Павел так мало был в Коринфе, но малой при миллионном населении Коринфа – это была Церковь в 100-200 членов. Собирались христиане в частных домах на богослужение у тех христиан, которые предоставляли свой кров – это были состоятельные христиане, принадлежащие к высшему классу. Но бо,льшая часть Церкви принадлежала к низшим слоям общества (1Кор. 1,26-29), где Павел риторически вопрошает коринфян: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом». Но были и знатные, которые предоставляли свои дома для Церкви. Средний класс в то время был неразвит, он вряд ли существовал в античном обществе: были люди совсем бедные или состоятельные (по тем меркам).
Преимущественно Церковь состояла из бывших язычников; иудео-христиане были, но в меньшинстве.
Разное социальное положение в Церкви уже создавало возможность напряжений и конфликтов. Христиане пришли из самых разных религиозных традиций (одни из мистериальных культов, другие из восточных, третьи из иудейского), отсюда – разнообразие апелляций ап. Павла; он говорит к Церкви как к единой, но в то же время обращает внимание на разные стороны, на разные слои внутри самой Церкви. Такое многообразие взглядов, происхождений христиан в Коринфе позволяло Павлу очень творчески развивать свою миссионерскую проповедь.
Церкви было очень трудно обрести свою идентичность в языческом окружении, из которого Церковь вышла, ведь вся их прежняя жизнь была связана с теми или иными религиозными культами, никто не приглашал в гости на обед, говоря: приходи завтра в гости, повеселимся, а присылали приглашение, в котором было написано: приглашаю тебя отобедать у бога Сераписа (или другого), за обедом буду присутствовать я. Хозяин считал, что их угощает или домашнее божество, или бог, у которого он купил мясо; мясо на базарах не продавали, это было обязательно было мясо жертвы в честь того или другого бога.
Я уже не говорю о литургической жизни. «Литургия» -- общее дело – то, что у нас сейчас называется общественно-полезная деятельность (по уборке территорий, по расчистке стадиона для предстоящих игр, по засадке газонов, уборке мусора, подготовке театра к театральным фестивалям и т.д.), в литургиях должны были принимать все жители города так или иначе. Люди, которые принимали активное участие в литургии, получали специальные почетные грамоты. Но всё это было связано с культом; вырваться оттуда было трудно, поэтому естественно, что на своем пути к христианскому совершенству коринфские христиане сталкивались с нравственными и бытовыми трудностями.
Ввиду всего сказанного, мы понимаем, что в Церкви неизбежно возникали какие‑то групповые интересы, какие‑то споры, какие‑то конфликты, например, конфликты во время празднования Вечери Господней, во время других богослужебных собраний, которые иногда проходили хаотично и безлюбо. Христиане в Коринфе судились в языческих судах, что было принято в греческих городах, но что совершенно недопустимо в христианском обществе. Многие христиане не могли резко отрешиться от языческих привычек и посещали праздники и угощения в языческих храмах или публичные дома, которые тоже носили в то время храмовый характер; в Коринфе существовал небольшой храм Афродиты, который, по преувеличенным описаниям Павсания, знаменитого римского географа, содержал в себе тысячу жриц любви.
Бывали между коринфянами и идеологические споры – например о воскресении мертвых – некоторые не верили в возможность воскресения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.