1-е послание к Коринфянам (Конспект лекций по Новому Завету), страница 32

б) Церковь – нива Божия (3,5-9)

На примере своей личности и личности своего последователя Аполлоса Павел делает очевидной всю абсурдность коринфского культа личности. Он пишет, что они оба только слуги, в греческом тексте это слово акцентированно стоит впереди: "слуги только". Это обозначение апостолов как слуг исключает, во-первых, собственный интерес (Павел – всего лишь слуга, он не себе служит в своей проповеди, а Богу), во-вторых, исключительную привязанность к слугам. Каждый из слуг (апостолов) соответствующим ему образом вносит вклад в дело обращения людей к вере, каждый сделал своё дело, порученное ему от Господа. Это делается наглядным в очень хорошей картине насаждения и полива: Павел насадил Церковь, т.е. основал её, Аполлос полил Церковь (т.е. продолжил дело проповеди, обучения), оба – и Павел, и его последователь Аполлос безотказно делали для Церкви свою работу, о личном соперничестве в тексте ничего не сказано.

Но самое решающее, собственно рост, возрастание даровал Бог; решающим является не то, что делают люди (хотя это бывает и необходимо, но недостаточно), но то, что делает Бог – это Он взращивает, дает жизнь, дает рост. Всё это делает относительной деятельность и Павла, и Аполлоса, тем более делает относительной соперничающую партийность в Коринфе в пользу того или другого апостола, и вообще партийность в Церкви сводится к абсурду – какой смысл соперничать, когда это всё очень относительные служения?

Аполлос продолжил деятельность Павла, и не соперничество и конкуренция определяют их отношения, но солидарность и единство. "Насаждающий же и поливающий суть одно" (8 ст.), это единство не означает равенство, но, несмотря на свои различия, служители не позволяют себе выступать друг против друга: они – одно, они служители в одной и той же Церкви, которой Бог дает произрастать. А кто из них лучше сделал дело Божие, этот вопрос праздный, только Бог, чье задание они исполняют, будет судить об этом, каждый получит свою награду по своему труду. Это Бог признает и оценит усилия апостолов.

9 стих резюмирует и подчеркивает, что всё сводится только к Богу: "мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение". И вестники, и Церковь – всё принадлежит Богу, подвластно делу Божию, Павел и Аполлос – соработники у Бога, это не значит, что они вместе с Богом названы на одном уровне работниками, они соработники у Бога. Людям дозволяется лишь участвовать в меру своего дара в том, что может сделать только Бог. Это ещё раз предостерегает Церковь от того, чтобы отдавать предпочтение тому или иному способу проповеди.

В 9‑м стихе после образа нивы Павел переходит к образу строительства.

Если некоторые в Коринфе начало 3‑й главы могли воспринять вызывающе (это мы младенцы, плотские?), то здесь Павел в новых образах нивы, строения пытается понятной речью расположить к себе Церковь, он вовсе не желает её обидеть, хочет просто убедить, помочь ей продвинуться.

Итак, разные сотрудники в Церкви с их разными дарами неконкурентны и не противники, они работают над одним и тем же делом. Также и Церковь не может, не смеет смотреть на себя как на приверженцев того или иного человека, того или иного богословского или церковно-политического направления, Церковь есть Церковь не того или иного направления мысли, не того или иного богословия, Церковь есть Церковь Бога, и к Богу должна быть направлена всякая деятельность благовестия.

в) Церковная работа под знаком Суда (3,10-15)

"10 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель (avrcite,ktwn), положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. 11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. 12 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – 13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. 14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. 15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня".