Как иллюстрацию, можно указать на Рим. 8,35‑39: "Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?... все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем". Здесь Павел облекает эту победную уверенность в гимнические слова.
Кто знает о том, что его жизнь зависит от любви Иисуса Христа, от животворной силы Духа, тому нет нужды бояться ничего.
В заключительном 23 стихе: "вы же – Христовы, а Христос – Божий" лозунг некоторых христиан в Коринфе (1,12): "а я – Христов" некогда разделял Церковь, а здесь он становится и увещанием, и обещанием Церкви – вы Христовы, т.е. вы принадлежите Христу, во Христе действует Сам Бог.
И в заключении Павел обращает свое внимание именно к Богу, Он – цель истории. "Бог, – далее будет он говорить, – всё во всем, в Нем жизнь. Христианин имеет именно в Боге конечную гавань, глубинный смысл своего существования. Какими смешными и близорукими кажутся ввиду всего этого наши споры, которые в Коринфе велись и ведутся так, как будто речь идет о том, "быть или не быть". Когда думаешь о Боге, то все наши представления о нашей правоте, святости неуместны. Павел устремляет взгляд верующих в Коринфе на центр веры – на Христа, на Бога, Который объемлет и жизнь, и смерть, и настоящее, и будущее, к этому центру сходится всё: вы – Христовы, Христос – Божий.
В конце 3 главы шла речь о свободе, о независимости Церкви от некоторых известных личностей, которые слишком уж выдвигались некоторыми кругами в Коринфе. Теперь речь идет о внутренней свободе апостола от Церкви. Церковь свободна от апостола внешне, апостол свободен от Церкви внутренне. В глубоком смысле апостол ответствен не перед Церковью, но только перед Господом. Очевидно, в Коринфской Церкви сильно критиковали деятельность Павла вплоть до клеветы на него, как вытекает из 3 стиха: "Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы" – апостола даже хотели заставить публично отчитаться, об этом можно заключить из высказываний Павла, которые лишь намекают на прекрасно известные коринфянам события. Некоторые частности, которые мы хотели бы знать, остаются для нас в тени. Естественно, следует считаться с тем, что Павел неверно или слишком остро толковал некоторые пришедшие из Церкви в Ефес сообщения. В первых двух стихах (1‑2) Павел ещё говорит обобщенно: все апостолы – только помощники, служители Христовы, ассистенты, они находятся на службе Того, Кто выше их: "каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих" (ст. 1). Домостроителей: "oivkono,mouj" – это не строитель, а домоустроитель, управляющий, администратор, распорядитель тайн Божиих; тайнами Божиими Павел всегда называет Евангелие, весть о Кресте. Итак, апостолы – не господа Евангелия, Евангелие – не их, оно Божие, они – всего лишь управляющие, помощники, посредники, их функция служебная, подчиненная, и речь должна идти не об апостолах, но о вверенной их попечению вещи, т.е. Евангелии. Важнейшее требование к управляющему – это его верность тому, что ему доверено, тогда не надо бояться отчета, который он должен своему хозяину.
"От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным". Слово "требуется" – пассивный залог – это т.н. passivum divinum, который указывает на Бога – Бог требует от Своих домостроителей, от своих экономов, чтобы каждый оказался верным. Невысказанным остается между строк убеждение Павла, что Павел исполнил свою службу верно. Непрямо здесь звучит критика Коринфской Церкви, которая использует несколько иные критерии. Дальше речь о суде.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.