В 1‑й главе Павел рассуждал о том, что слово о Кресте непозволительно возвещать в премудрости слова. От этого Павел не отступает и в этом отрывке. Если же он теперь говорит о мудрости в положительном смысле (6 ст.), то может это делать только потому, что понимает эту мудрость идущей от Бога. Т.е. это совсем несравнимо иная мудрость, чем всякая человеческая мудрость. В 5‑м стихе говорится о мудрости человеческой: "чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией", дальше, в 6‑м стихе, этой человеческой мудрости он противопоставляет Божию мудрость. Этот отрывок (2,6‑16) всегда был труден для понимания, всегда о нем спорили, это видно на примере крайних утверждений. Например, говорилось: этот отрывок по сути нехристианский и был введен в послание чьей‑то рукой позднее: "мудрость мы проповедуем между совершенными" – что есть банальные христиане, а есть какие‑то совершенные, и среди них проповедуется какая‑то оккультная тайная мудрость. Мы не можем на 100% гарантировать, что этот текст написан Павлом (как и во всякой науке ничто на 100% не гарантируется), но, поскольку никаких других рукописей до нас не дошло, а только те, которые содержат этот отрывок, мы будем исходить из того, что текст этот происходит от апостола Павла. Тогда надо его толковать.
Трудности толкования возникают от того, что Павел теперь воспроизводит здесь язык и понятия некоторой группы в Церкви – это он часто делает – он уже использовал такие понятия как "премудрость", "знание" только потому, что об этом так много говорили в Коринфе. И теперь он использует слово "совершенные", так себя, очевидно, называли некоторое коринфяне – они уже обладают некоей глубинной, только им доступной мудростью. Павел подхватывает эту элитарную терминологию, чтобы энергично противодействовать ей. Естественно, он подвергает при этом себя опасности непонимания, потому что не у всякого, имеющего уши, есть слух.
Поскольку Павел уже очень много говорил о Кресте как о Премудрости Божией, поставив эту проповедь Креста (т.е. Евангелие) в центр всего христианского благовестия, теперь он может указать и на положительную сторону понятия "премудрость", но это совсем иная несравнимая Премудрость Божия, о которой уже говорилось в 1‑й главе: "мы проповедуем Христа распятого, Божию Премудрость" (1,24). Понятие "совершенный" – "te,leioj" происходит от слова "te,loj", что означает "цель, конец" какого‑то пути; совершенные – это те, которые достигли уже цели – они уже духовно там, в небесах, хотя они ещё здесь, на земле. Павел подхватывает понятие коринфян "совершенный", и этот термин отражает притязания коринфян, и эти притязания Павел здесь желает опровергнуть. Между строк здесь сквозит легкая ирония, которая далее, в начале 3‑й главы, станет уже совершенно очевидной.
Премудрость Божия диаметрально отлична от мудрости этого века. Павел добавляет, что она отличается и от мудрости властей века сего. Власти, властители мыслят в категориях мудрости этого века и поэтому они остаются слепыми для более тайной, более глубокой мудрости Божией, которая открывается в "глупости" Креста. Мы не знаем, какие власти века сего имеет здесь ввиду апостол Павел, это спорно: политические или религиозные власти Иерусалима, которые привели Иисуса на Крест, или бесовские силы, которые кроются за видимостью этого мира. Возможно, Павел сознательно формулирует мысль двусмысленно: отправляя Иисуса на смерть, политические власти показываются себя как орудия демонских сил, так что в слове "власти" соединяется и то, и другое (во всяком случае, можно соединить, не погрешая против истины). Однако, эти мрачные силы, которые радикально отрицают смысл жизни, в конце концов, не победят, они будут устранены, они уступят место Царствию Божию, когда Бог станет всё во всём.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.