1-е послание к Коринфянам (Конспект лекций по Новому Завету), страница 42

"Предание сатане" (paradou/nai to.n toiou/ton tw/| Satana/|) – это предание той бесовской силе, которая таится в глубинах мира. Это надо понимать в контексте тогдашних воззрений. Тогда считали, что сатана – причина всяческой порчи, сглаза, болезни и смерти. Церковь должна произнести торжественное проклятие, которое низводит на согрешившего беду, т.е. лишает святости, принадлежности к телу Церкви. Церковь не прибегает к репрессиям, к насилию, а предоставляет наказание грешников высшей власти, отказывается налагать на него руки.

Впоследствии инквизиция ссылалась на это место, и это было ложное истолкование.

Смысловое значение – 5б – чтобы дух был спасен. Согрешивший не должен погрузиться в не бытие, но должен быть спасен на суде, обрести спасение, что возможно только в Духе Святом, только во Христе. Чрезвычайно отвратительный случай требует строгого вмешательства. Если существуют не столь строгие нарушения нравственных прегрешений, то Павел стоит за то, чтобы их вразумлять, призывать к добродетели, призывать к снисхождению, а здесь он настаивает на предании сатане.

"Во измождение плоти" (eivj o;leqron th/j sarko,j) – в погибель, уничтожение плоти. Павел имеет ввиду человека в его физическом греховном состоянии. Всякая плоть вне Христа погибнет. Об этом речь.

б) Чистота и ответственность Церкви (5,6-8)

Образом квасного теста Павел обращает внимание на их несоответствие их мнению с их состоянием. Образ сквашенного теста употреблен иначе, чем Мф. 13,33 (закваска Царствия), а как Мф. 16,6 (закваска фарисейскка) – т.е. негативно. Здесь это делает наглядным опасность заражения злом. Церковь должна удалить согрешившего.

7-8 стихи образ закваски обретает глубинное измерение. Пасхальный обычай. В воспоминание об исходе из дома удалялось всё заквашенное. От пасхи взгляд переходит на смерть Иисуса Христа на Кресте – Он как новый Агнец отдал свою жизнь за нас, чтобы дать место новой пасхальной жизни. Новой жизни, которая даруется нам Богом через Христа, должна соответствовать новая жизнь христиан – они должны преодолеть злобу и в жизни, которая в своей прозрачности обретает истинно праздничный характер и соответствует великой пасхальной надежде.

7 – не только удалить закваску, но они уже бесквасное тесто. Для Павла императив-увещание (очистите) всегда следствие императива-утверждение: спасение уже даровано, поэтому ведите себя соответствующим образом, стремясь к спасению – уже, но ещё нет. Церковь должна стать тем, что она есть, а есть Церковь вечно в Премудрости Божией в вечном эоне, и должна становиться здесь во времени, и не могла бы становиться, если бы не была таковой в замыслах у Бога.

05.02.99

Человек без Христа гибнет, но если в Крещении человек принял Духа, то у него есть надежда на спасение. Всё, что делает Церковь – для спасения, и Церковь изымает человека из среды своей не для того, чтобы человек погиб, а для того, чтобы предохранить Церковь от закваски.

в) Устранение недоразумений (5,9-13)

Видимо, Павел уже писал послание (м.б. конец 2Кор.), т.к. он пишет: писал не сообщаться с блудниками, м.б. они неправильно поняли это и протестовали. Блудниками тогда были практически все язычники: в мистическом смысле они блудили с идолами, в прямом смысле в храмах Афродиты был ритуальный блуд. Не общаться с язычниками вообще было невозможно, это приводило к катастрофам в семейной и общественной жизни, поэтому Павел уточняет: не вообще с блудниками мира сего (и далее каталог грехов), иначе нам надлежало бы выйти из мира сего. Если он был вынужден в своем послании запретить общение с блудниками, то речь шла исключительно о Церкви. С некоторой насмешкой Павел пишет о следствиях недоразумения. Христиане не могут так просто уйти из этого мира. Павел – реалист. Церковь живет в языческом окружении, и кратко перечисляет грехи в "каталоге пороков". Именно в этом окружении Церковь должна блюсти себя – среди лихоимцев (окрадывающие других: ростовщики, бизнесмены), хищников (воры, похитители людей), идолослужителей. Каталог делает примеры, в чем именно дистанцироваться.