1-е послание к Коринфянам (Конспект лекций по Новому Завету), страница 25

3 ст.: "был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете". Некоторые полагали, что здесь Павел говорит о своей немощи и страхе после своего фиаско в Афинах (ведь, впервые в Коринф Павел пришел из Афин, где он потерпел поражение). Речь идет о гораздо более глубоких вещах; Павел хочет сказать, что в его проповеди сверкает не человеческая сила убеждения, не премудрость, но говорить в нем должен Сам Бог, поэтому сам Павел выступает не в блеске, не выдвигая себя, а в немощи. Слово "avsqenei,a" – "немощь" означает болезнь, а не просто слабость. Как мы знаем из других мест, у апостола была какая‑то болезнь, о которой нам почти ничего неизвестно, но говорит он об этом неоднократно: и в послании к Галатам, и во 2Кор. Бедность, слабость, болезненность и нищета его личного явления отвечает обнищанию Распятого, Которого возвещает апостол Павел. "Страх и трепет" – это единственная соразмерная реакция, когда человек встречается с реальностью Божией. Уже в ВЗ повсюду так, где человеку дозволено проникнуть в тайну Божию: Исход – Моисей в страхе и трепете. Страх и трепет – это единственный адекватный способ возвещать Распятого, в Котором является сила Божия, премудрость Божия, а не человеческая.

Ключевое слово "премудрость" снова всплывает и в 4‑м стихе: "И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы" – речь снова идет о единстве формы и содержания. Содержание должно определять форму, блестящая риторика только уводила бы от содержания, поэтому Павел делает ставку не на изящное искусство убеждения, не на распространенные в его время фокусы риторической пропаганды, он полагается на внутреннюю силу духа, на убеждающую силу того, что он возвещает: "явление Духа" (с большой буквы) – в его проповеди должен являть себя сам Божий Дух, а не человеческий дух. Хотя Павел не был выдающимся оратором и казался коринфянам слабым, хотя он сознательно отказывался от риторических уловок, весть о Кресте (Евангелие) доказала себя как сила (Рим.: Евангелие есть сила Божия), как, весть, слово, действующее силою Духа. Именно в этом обнаруживается внутренняя сила евангельского убеждения, потому что достоверность ей давал не человек с его блеском, а сам Дух Божий. Проповедь Креста показала в Коринфе свою силу, несмотря на слабость и немощь, несмотря на безумие и глупость. В этом, собственно, и состояло чудо – сила в немощи.

В заключение в 5‑м стихе: "чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией" – Павел ещё раз формулирует и подчеркивает эту антитезу: вера опирается не на человеческую мудрость, но на силу Божию. Не риторическое искусство, не человеческое знание и мудрость ведут к вере – Сам Бог делает это чудо. То, что весть о Кресте, несмотря на слабое выступление Павла, всё таки могла просветить коринфян – в этом доказательство её истинности, её происхождение не от людей, но от Бога.

3. Премудрость Божия 2,6-16

Начинается этот отрывок довольно сложно. "Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы" (2,6‑8).