1-е послание к Коринфянам (Конспект лекций по Новому Завету), страница 33

Итак, Павел уверенно называет себя архитектором Церкви – он заложил основание, на котором строят другие, он подчеркивает, что своё служение он получил как благодать Божию: "Я, по данной мне от Бога благодати" стал строителем. К этому служению он был вынужден, Бог призвал его против его желания. Другой построил на заложенном Павлом основании нечто. Основание без последующего строительства не имеет смысла. Примечательно, что Павел здесь говорит в третьем лице: "но каждый смотри, как строит"; думает ли он здесь об Аполлосе? может быть, на это может намекать стих 4,6: "Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу", но, скорее всего, здесь общее толкование, Павел формулирует, что каждый должен быть внимательным, как он строит; Павел имеет ввиду, скорее всего, вообще всех миссионеров-проповедников, которые действовали в Коринфе после него. Фундамент заложен, и он не может быть заменен другим, ибо этот фундамент – не личное изобретение ап. Павла, но Сам Иисус Христос Распятый: "никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос". Павел не говорит: "основание, которое я заложил", а основание, "которое заложено", потому что и для самого Павла заложенное основание неприкосновенно, оно есть весть о Кресте.

В 12‑м стихе речь идет о дальнейшем строительстве – уже не о Павле, а об Аполлосе и других миссионерах. Речь идет о материалах, из которых строят. Образ несколько смещается. Павел называет 2 ряда стройматериалов: сначала ряд благородных минералов, которые не самые важные строительные материалы, но почему Павел избирает именно такие строительные материалы, показывает второй ряд, здесь подбираются материалы с точки зрения испытания и суда огнем: дерево, сено, солома. Именно поэтому в первый ряд поставлены благородные минералы, которые выдерживают огненное испытание. День суда покажет, что, создали те или иные миссионеры – стойкую Церковь, пребывающую или нечто преходящее, исчезающее. Кто бы ни продолжал строительство Церкви, он должен будет ответить на суде Божием, тогда обнаружится, чего стоила его работа проповедника.

14-15 стихи называют и положительный, и отрицательный результат огненного испытания, судного дня. Если то, что тот или иной проповедник привнес в созидание Церкви, оказывается устойчивым, непреходящим, он получит свою плату (награду). Удивительно, что продолжение говорит не о наказании того, чей труд не выдерживает суда, которое можно было бы ожидать, а говорится, что потерпит урон, убыток, но в суде сам будет спасен, правда, с известным трудом или с какими‑то неприятностями: "как бы из огня". Это место часто понимали, как если бы речь шла о чистилище, но такое толкование не соответствует контексту, оно восходит к Клименту Александрийскому и Оригену. Здесь выражение взято из книги пророка Амоса (4,11): "вы были выхвачены, как головня из огня", речь идет не о чистилище. Павел не ожидает уничтожения своих противников на суде, но они должны будут пережить тот постыдный факт, что их работа в Церкви ничего не стоила, в то время как одним крепость Церкви, стоящей на основании, принесет честь и похвалу; в этом смысле надо понимать награду – она состоит в эсхатологической радости о труде, в который вложено столько собственных сил; для других, кто вложил недостаточно усердия и сил в свое дело, суд принесет урон, т.е. отсутствие строения покажет, что дело человека прошло впустую. Павел ожидает спасения в любом случае. Ожидаемое спасение тех, кто недостаточно исполнил свою задачу, связано с глубоким убеждением Павла, что окончательное спасение человека не зависит от его дел (конечно, в известной степени зависит, но для Павла очень важна мысль, что спасение всегда незаслуженный дар благодати Божией, это не заслуга человека, и это здесь тоже подчеркнуто); кроме того, Павел не хочет распространять парализующего страха суда, хотя его высказывания столь же мало ведут и к ложной безопасности человека: спасется как головня из огня, в некотором стыде, пройдя через некоторый стыд.