Итак, коринфяне праздную свою свободу, но Павла смущает их большая самоуверенность в своей безопасности, самонадеянность. На это он уже указывал: ничто не должно обладать мной. Самоуверенным в своей свободе быть нельзя, это небезопасно, и об этом речь идет уже в первых 13-ти стихах, а затем опять речь идет о языческих трапезах. Итак, речь идет о тех мечтателях в Коринфе, которые думали, что он обладают глубокими знаниями, живут в совершенстве, в состоянии сытого самодовольства: "вы уже сыты, богаты, вы уже в Царствии".
Религиозная самоуверенность в Коринфе опиралась на магическое понимание Крещения и Евхаристии. Павел против этого приводит примеры из Исхода. Первые 5 стихов говорят нам о судьбе пустынного поколения. Следуя тогдашней раввинистической экзегезе, Павел ставит рядом друг с другом очень отдаленные события: Исход и переход через пустыню.
"Все были под облаком". Облако – это ВЗ символ присутствия Божия, спасающей близости Божией.
Переход через Чермное море и помощь из облака Павел понимает как прообразы – это всё были "типы" для нас, прообразы христианского крещения. То, что отцы были "крещены в Моисея", для нас звучит несколько необычно, но у Павла это сформировано по образцу христианской формулы "во Христа". Здесь сравнивается спасение на море и спасение в крещении.
Затем говорится о манне небесной: духовная пища. Питие – вода из скалы. Это Павел понимает как прообразы Причастия. Пили духовное питие из духовного камня. Пища и питие характеризуется как духовное, и это идет из Евхаристии – Причастие дарует личную связь со Христом в Духе – духовное единение со Христом.
Павел выше говорил: "совокупляющийся с блудницей становится одна плоть с ней, а совокупляющийся с Господом (в крещении) становится один дух с ним". Что значит "один дух"? это телесное единение? Здесь говорится то же самое – о духовном камне, о духовном питии – во время Евхаристии мы соединяемся в Духе с Господом. Тело – это личность, человек в его объективности, которого можно услышать, потрогать – это личность, которая дана мне. Но есть личность, которая мне не дана – личность в его субъективности – у Павла всегда "дух" – "pneu,ma" – это "я в себе самом". А "я для тебя" – это тело – это личность, данная вовне. Поэтому когда говорится, что мы будем "один дух с Господом", то имеется ввиду, что внешне объективно это не видно, но субъективно "не я живу, но живет во мне Христос" – в духе мы становимся одной личностью. Если внешне с блудницей – то одно тело с ней, а если в духе, то один дух.
Павел говорит, что эта скала была "духовный последующий камень". Речь идет о том, что скала следовала за народом по пустыне и каждый день давала пить. Здесь Павел ссылается на легенду, согласно которой эта влагоисточающая скала следовала за Израилем по горам, по долинам. Скала толкуется как Христос. Это имеет параллель у Филона Александрийского, который толковал эту скалу как Премудрость Божию, которая предсуществовала извечно. Павел тоже считал, что Христос предсуществует.
"Отцы наши". Хотя коринфяне были преимущественно языко-христиане, Павел называет Израиль "отцами нашими". Почему Авраам, Исаак – "отцы наши"? Павел убежден, что в Церкви исполняются обетования Божии отцам, они все крестились, все были под облаком, все прошли, 5 раз он повторяет "все" – они все приняли благодеяния Божии.
Всё движется к стиху 5 – всё это не принесло им никакой пользы: "Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне". Тем самым ап. Павел аргументирует против самонадеянности коринфян – они и крестились, и причастились, и причащаются, но не надо это воспринимать как магические колдовские действия, которые совершат спасение ex opera operato. Далее он развивает эту аргументацию с 6 по 11 стих он выступает против самоуверенности коринфян.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.