1-е послание к Коринфянам (Конспект лекций по Новому Завету), страница 54

"Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж. Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему выдающий (o` gami,zwn) замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий (o` mh. gami,zwn) поступает лучше".

Классическое значение глагола "gami,zw" – "выдавать замуж" или "женить", поэтому это место толковалось, как если бы речь шла об отце, который стоит перед проблемой, должен ли он выдавать замуж свою дочь (свою девицу) или нет. Но такое толкование сталкивается с массой проблем. Никогда не говорится, что у отца есть некая "девица", а говорится, что у отца есть "дочь". Общий сексуальный характер этого отрывка не подходит к мысли об отце и дочери. Уже с XIX века обнаружили, что глагол "gami,zw" часто принимал значение "выходить замуж" или "жениться", т.е. имеет не только активное, но и среднее значение – вступать в брак. Поэтому в настоящее время этот текст объясняется следующим образом. Молодой человек стоит перед вопросом, должен ли он жениться на своей девушке, т.е. на обрученной ему невесте. Предполагается, что, в виду близкого конца, оба согласны воздержаться от брака. Но, скорее всего, супераскеты в Коринфе требовали такого отказа: и жениться нельзя, и надо скорее разводиться, не говоря о том, что давно надо развестись с нехристем-мужем, а если обручен (а обручались в детстве), то в брак вступать не надо, потому что брак – это жизнь по плоти, а надо жить по духу. Павел снова желает найти реалистический путь в том же направлении, как и прежде.

Аргументация здесь только с перспективой мужчины. Если молодой человек может хранить воздержание, он властен в своей воле, не стесняем нуждой (его никто не принуждает), то хорошо, если бы он воздерживался, а если не может воздерживаться, или принуждаем (родителями), то лучше жениться. Т.е., с точки зрения Павла, принуждение в сфере секса, подавляемая сексуальность, приносит не свободу, но рабство, страдание. Как и раньше, Павел отвергает мнение, что брак – это грех, ввиду скорой парусии. Но, при этом, он придерживается своей высокой оценки безбрачия.

б) Брак вдовых (7,39-40)

"Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия".

Для Павла, как и для Иисуса Христа, верность в браке очень важна. Но имеет ли право выходить замуж или жениться овдовевший? Он этот вопрос рассматривает в том же направлении, что и прежде, аргументация такая же: принципиально все люди свободны, новый брак возможен, "только в Господе" – т.е. за христианина. И здесь тоже Павел отдает предпочтение безбрачию, но не делает это законом: "по моему совету". Это – персональный совет, с некоторой усмешкой он при этом ссылается на свой духовный авторитет: "а думаю, и я имею Духа Божия", ибо этот авторитет в Коринфе оспаривался, там возникали новые авторитеты.

Итак, во всей 7‑й главе Павел не излагает систематического учения о браке, он следует вопросам коринфян, частным проблемам, вступает в спор с мечтателями-аскетами и ищет золотой срединный путь. Ситуации придают некоторым его высказываниям как бы случайный характер, и их всегда надо рассматривать в связи с общебиблейскими высказываниями о браке, а Библия в целом отличается высокой оценкой супружеской любви. А Павел высоко ценит безбрачие. С одной стороны, это обусловлено ожиданием скорого конца, с другой – стремлением к свободе для служения Господу. Конечно, и сегодня основная мотивация безбрачия, в идеале, – это служение благовестию, служение Христу. Но Павел четко остерегается от наложения "уз", законов, любая форма жизни должна избираться в свободе. Безбрачие – это следование харизме, без такой харизмы безбрачие – насилие, и это трезво видит Павел.